Меры борьбы в деревне.
И сейчас в рабоче-крестьянской республике вопрос ликвидации этого зла стал решительно и определенно.
Все на борьбу с пьянством! Единый фронт против массовой отравы! На борьбу за новый трезвый быт!
И раньше всего и больше всего широко и глубоко надо развить работу в массе крестьянства, в самой толще его, в глухих деревнях, где самогон и пьянство свили себе прочное гнездо. Работа в деревне должна быть направлена с особенной серьезностью по линии пьяного фронта.
Как ее проводить? В какие формы должна она вылиться?
Здесь — непочатый угол работы.
Работа по охране материнства и младенчества.
Прежде всего нужна работа среди женщин, работа с детьми, работа с молодежью. Вокруг избы-читальни должен развернуть самую крепкую работу деревенский актив при непосредственном участии врача и педагога. Женщина-делегатка, комсомол и пионеры — вот те три кита, на которых будет строиться работа; эти общественные силы проведут эту работу до глубины, до самого конца.
Работа предстоит длительная, упорная, повседневная, будничная. Работа должна строиться по плану, согласованно. Работу легче всего развернуть летом, но продолжать и углублять ее следует зимой. Летом должен быть проведен план работы по организации целого ряда учреждений, которые вовлекут мать-крестьянку в общественную работу.
Консультации для беременных и кормящих матерей, ясли, детские площадки. Здесь на этой почве крестьянка связывается самым тесным образом с врачом, фельдшерицей, акушеркой, сестрой. Между ними устанавливается тесная связь и как много может научить, и как много может объяснить на практике, из жизни врач, осматривая беременную женщину, кормящую мать или ребенка, которого мать приносит в ясли. Здесь наглядно можно указать на зло, причиняемое алкоголем и женщине, и ее ребенку.
Дальше следует использовать всякий случай в деревне: сельский сход, собрание кооператива, заседания кресткома, праздники, чтобы в беседе, лекции, какой-нибудь постановке обрисовать всем собравшимся картину пьянства со всеми вытекающими из него последствиями. Женщинам- делегаткам есть большая работа — собирать женщин на эти беседы, заставлять их слушать, высказываться.
Нелегкое дело — собрать женщин во время летних работ на беседу или лекцию. Летом наблюдается повсеместно работа на поле в воскресенье или даже в большие праздники. Вот почему следует использовать зимнее время с длинными зимними вечерами в деревне для проведения бесед, объяснений и вообще углубленной санитарной работы. В этих беседах и лекциях врач неустанно и настойчиво должен повторять о зле самогонщины, должен указывать и на крестьян, болеющих из-за пьянства, указывать на здоровье детей, напоминать о той судьбе, которая ждет детей от пьяных родителей.
Опыт летней работы с детскими площадками показал, какое огромное воспитательное и общественное значение имела работа, проведенная с ребятами-дошкольниками и и их родителями. Неорганизованные, дикие, в большинстве случаев запущенные ребята буквально переродились за короткое летнее время на этих детских площадках. С какой радостью и нетерпением они рвались туда; нередко можно было видеть, как старшие ребята тащили своих братьев и сестренок-малышей за несколько верст из другой деревни. И какое горе было для них, если почему-либо нельзя было собраться на этой детской площадке.
И вот здесь под руководством молодых педагогов практиканток, при содействии врача эти маленькие ребята обучались новым навыкам чистоты и опрятности, организованной коллективной жизни, получали сведения о том, что такое чистота и грязь, что значит зараза, какие болезни бывают, как не надо пить, курить. И эти же маленькие ребята шли домой и приносили туда новое, доселе неслыханное.
Площадки эти пользовались большим уважением со стороны взрослого населения и ясно, что внедрение новых правил в старый быт, борьба с предрассудками, невежеством и пьянством пролагали и будут пролагать себе дорогу через этих маленьких детей-октябрят. Конечно, им на помощь приходят молодые общественные педагогические силы, которые ведут непосредственно работу с населением, производят внимательное и тщательное исследование среды и быта старой деревни; матери и отцы охотно общаются с руководителями детских площадок и в этом отношении развертывается большая работа с населением по линии антиалкогольной пропаганды.
Оставьте свой отзыв!