Борьба с алкоголизмом.
1. Борьба с пьянством ведется с незапамятных времен: уже за 1000 слишком лет до Рождества Христова один из китайских императоров издал особый закон, устанавливающей за пьянство самые строгие наказания, вплоть до смертной казни. Но при помощи одних запрещений и наказаний нигде не удалось искоренить неумеренность в употреблении алкоголя. Пьянство в одно и то-же время — и болезнь, и порок, и общественное зло; борьба с таким сложным явлением должна вестись одновременно различными способами.
Трудно остановить уже развившуюся болезнь, трудно искоренить привычный порок; гораздо легче, принимая вовремя подходящие меры, предупредить развитие болезни или порока. В борьбе с пьянством на первом месте должна быть забота о предупреждены пьянства, т. е. об устранении причин, вызывающих его.
2. Более всего пьянство поддерживается равнодушным, даже благодушным к нему отношением всего населения, что объясняется господствующими ложными взглядами на действие алкоголя и незнакомством с истинною его природою. Широкое распространение просвещения и пробуждение в народной среде умственных интересов ведет к уменьшению пьянства, если в то-же время прилагаются заботы о религиозно-нравственном перевоспитании народа. Но для борьбы с предрассудками о спиртных напитках необходимо, кроме общего образования, еще распространение сведений о влиянии алкоголя на человеческий организм и общество. Правильные понятия об алкоголе особенно нужны человеку, еще не втянувшемуся в пьянство, а потому одною из важнейших мер в борьбе с алкоголизмом является ознакомление школьников и молодежи с действием алкоголя и с последствиями пьянства. Сведения о вреде спиртных напитков уже давно преподаются в школах Англии, Франции, Швейцарии, Северо-Американских штатов и некоторых других стран.
3. Но чтобы знание не оставалось мертвым, оно должно быть приложено к жизни. С этой целью заграницею открыты школьные общества трезвости или кружки детей-трезвенников. Дети и юноши, вступая в кружок, дают обещание не пить спиртных напитков (в Германии вступающие дают еще обещание не курить, не играть на деньги и не ругаться). Члены таких кружков собираются вместе для здорового препровождения времени, устраивают несколько раз в год свои праздники, на которые, кроме детей, приглашаются их родители, учителя и др. На праздниках этих дети поют, читают, играют на музыкальных инструментах, дают представления. Содержанием чтения и пения обыкновенно бывают отрывки, детские стихи, детские песни и гимны, посвященные трезвости. Кроме праздников трезвости, детскими кружками устраиваются разные вечера, посвященные чтению и разным образовательным развлечениям и занятиям, а также — образовательные прогулки.
Особенно распространены детские кружки трезвости в Англии: там в настоящее время состоит уже более 30 тысяч таких обществ, насчитывающих в составе своих членов до 4 миллионов детей. Широко распространяются детские кружки в последние годы во Франции, Швейцарии, Германии, Голландии, Бельгии.
Недавно и в России разрешено устройство таких школьных кружков трезвой молодежи (см. приложение к этому уроку).
4. Борьба с питейными навыками и обычаями среди взрослых должна вестись различными способами и требует большой настойчивости. Много может сделать отдельный проповедник или учитель, призывая людей к воздержанию. Так, например, в Ирландии известный монах, отец Матвей, силою своего слова и личного влияния заставил отказаться от употребления спиртных напитков до 4 миллионов католиков. Но прочный успех, как показал опыт Северной Америки, Англии, Швеции и Норвегии, достигается только путем дружной общественной работы. Благодаря непрерывной, в течение десятков лет, деятельности обществ трезвости, начинают понемногу изменяться народные воззрения на алкоголь, среди населения этих стран живут уже десятки тысяч убежденных трезвенников, подготовляющих мало-помалу почву для полного отрезвления народа.
Эта подготовка населения и общественного мнения страны к лучшему будущему ведется обществами трезвости разными путями: привлекаются к личному воздержанно члены общества, распространяются сведения о вреде спиртных напитков путем народных чтений, научных лекций, противоалкогольных выставок и съездов; устраиваются столовые, кофейни, чайные в просторных, хорошо обставленных помещениях, где люди могут собираться, чтобы потолковать, прочитать газеты, отдохнуть. Общительность — доброе свойство человеческой природы; во имя отрезвления народа, необходимо создавать образцовые безалкогольные трактиры, клубы, увеселительные собрания, где удовлетворялась бы потребность в общении, развлечении и здоровом веселье, но без поглощения опьяняющих напитков. В России обществ трезвости или борьбы с пьянством с подобными задачами пока еще очень мало; зато наша родина уже покрылась сетью церковных обществ и братств трезвости, которые, поднимая в народе религиозное чувство и поддерживая духовные интересы, содействуют, без сомнения, уменьшению пьянства. Церковных обществ и братств у нас уже имеется около 1800, а общее числа членов приближается к полумиллиону.
Питейные обычаи поддерживаются еще доброю славянскою чертою гостеприимством, хлебосольством. Долго царил обычай угощать вином и пивом; радушные хозяева, боясь прослыть невежливыми или скупыми, предлагают гостям спиртные напитки даже и в тех семьях, где сами они обыкновенно не пьют. Задача обществ трезвости — ввести в оборот безалкогольные напитки и приучить население к ним, ввести в обычай, в моду угощение фруктовыми водами, виноградным соком, шипучими водами. Очень подходит для этой цели и квас, близкий, по ничтожному содержанию алкоголя, к безалкогольным напиткам. Нужно приучить народ пить “за здоровье” или “на здоровье” только здоровые, безвредные напитки, к которым не принадлежат ни водка, ни пиво, ни самые дорогие и тонкие вина.
5. Но дружные усилия обществ и братств трезвости остаются наполовину бесплодными, пока на всех перекрестках обывателю предлагаются всевозможные спиртные напитки, притом за самую малую плату; одним словом, пока кругом царит алкогольный соблазн. Для достижения со временем отрезвления народа необходимо строгое ограничение производства и продажи всех вообще спиртных напитков, а это может быть достигнуто только при помощи особых законов. Поэтому борцы против алкоголизма повсюду добиваются поддержки со стороны законодательства, и в некоторых государствах многое уже сделано этим путем.
Но настоящим успехом новые законы пользуются только там, где население достаточно подготовлено к исполнению и уважению закона. Эту подготовительную работу и исполняют общества трезвости.
Так, например, в некоторых штатах Северной Америки спирт, на основании закона, приравнен к сильнодействующим ядам, производство и продажа спиртных напитков запрещена, и алкогольные напитки отпускаются только из аптек, как лекарство по рецепту врача. Эта решительная мера, именуемая запретительною системою, бесспорно уменьшила пьянство в некоторых штатах, но окончательного отрезвления населения не достигла, потому что в Америке, в ближайшем соседстве с так называемыми «сухими», т. е. безалкогольными штатами, находятся «мокрые» штаты, где по-прежнему свободно продаются спиртные напитки.
Чрезвычайно успешным в свое время оказался ограничительный питейный закон, введенный лет 50 тому назад в Скандинавских государствах и носящий название Готенбургской системы — по имени шведского города Гетеборга (по-немецки Готенбург), где этот закон впервые вступил в силу. Основная мысль Готенбургской системы: устранить от производства и продажи спиртных напитков личный интерес; с этой целью закон предоставляет право производства и продажи питей исключительно особому торговому товариществу, которое не может брать в свою пользу более 5%, всю же остальную прибыль оно обязано расходовать на борьбу с пьянством, на школы и другие общественные нужды. В трактирах и питейных заведениях товарищества, кроме спиртных напитков, продаются чай, кофе и горячая пища; продавцам разрешается удерживать в свою пользу прибыль от продажи пищи и безалкогольных напитков, от сбыта же алкогольных питей они лично никакой пользы не получают, поэтому здесь не может быть спаивания посетителей продавцами.
Введенная в России в конце прошлого века казенная винная монополия заимствовала у Готенбургской системы некоторые частности: кабатчики, спаивавшие народ, были заменены сидельцами, состоящими на жалованье у правительства, число мест продажи питей было уменьшено, стоимость спирта увеличена. К сожалению, Россия не переняла у Швеции доброго правила, по которому сидельцам в питейных домах дозволяется продавать от себя чай, сахар и пищу. Главная же наша беда в том, что в настоящее время государственные расходы России в значительной мере зависят от размеров дохода, приносимого казенною продажею питей.
6. Борцы за народную трезвость предлагают в печати, в ученых обществах, в Государственной Думе целый ряд изменений существующих законов — в целях уменьшения пьянства.
Понимая, что немедленное введение в России запретительной системы невозможно, друзья трезвости считают пока необходимым установление хотя-бы следующих узаконений:
1) Предоставление права волостным и сельским сходам, а также городским думам делать постановления о закрытии в их местности винных лавок, пивных и прочих месть продажи спиртных напитков; во избежание же усиления в таких случаях тайной продажи — принятие строжайших мер против так называемого корчемства;
2) уменьшение числа мест продажи спиртных напитков; запрещение продажи спиртных напитков в воскресные и праздничные дни, во время церковных празднеств, крестных ходов, ярмарок, выборов, волостных и сельских сходов и пр.; ограничение числа часов торговли;
3) устранение из продажи мелких посудин с водкою и разрешение отпуска покупателю не менее 1 бут. водки в 1/20 ведра;
4) постепенное понижение крепости водки;
5) распространение ограничительных мер на продажу всех крепких напитков (коньяка, наливок, ликеров и пр.), а также на продажу пива и виноградных вин.
В то-же время признается крайне желательным:
1) обязательное ознакомление учащихся в низших, средних, и высших учебных заведениях с учением о вредном влиянии спиртных напитков;
2) удешевление и широкое распространение среди населения напитков, не содержащих алкоголя и безвредных для здоровья;
3) удешевление чая и сахара;
4) обращение части прибыли от казенной продажи питей на нужды народного образования и на борьбу с последствиями пьянства.
Многие из приведенных здесь пожеланий вошли в постановления о продаже крепких напитков, выработанные Государственною Думою третьего созыва, но не получившие еще силы закона.
7. Изнурительный труд при скудном питании, плохие заработки, тесное, душное жилье, словом тяжелые экономические условия существования, разумеется, способствуют распространенно пьянства, потому что поддерживают угнетенное настроение, дурное самочувствие, недовольство, ищущее забвения в алкогольном тумане. Поэтому к числу предупредительных мер в борьбе с алкоголизмом относятся заботы о неимущих классах населения. Предоставление рабочим возможности получать на фабрике за дешевую плату чай, молоко, горячую закуску, дало в Швейцарии, по отзыву фабричных инспекторов, заметное уменьшение пьянства среди рабочих. Такую-же пользу приносят дешевые чайные и столовые, устройство домов с дешевыми квартирами и комнатами и т. п. К сожалению, все меры по улучшению материального положения бедных классов, требуя огромных затрат, являются только косвенными способами борьбы с алкоголизмом: они ведут к уменьшению пьянства только тогда, когда, одновременно принимаются просветительные меры, о которых было сказано в начале этого урока.
Каждый должен помнить, что постоянное трудолюбие и бережливость — наилучшие пути для достижения материального благополучия. Человек трудолюбивый не станет подрывать алкоголем своей трудоспособности, человек бережливый не согласится бросать деньги на приобретение вредных напитков. А потому развитие в себе самом и воспитание в других этих двух качеств — одна из наилучших мер для предупреждения алкоголизма и его последствий.
8. В борьбе со всяким общественным злом (пожаром, наводнением и т. п.) первая задача — предупреждать бедствие, вторая — спасать тех, кто охвачен бедою. Поэтому, борясь с алкоголизмом, не надо забывать о спасении пьяниц. Каждый алкоголик своим дурным примером может заразить других, может вовлечь в пьянство непьющих, может дать хилое потомство, предрасположенное к алкоголизму. Возвращение алкоголика к трезвой жизни способствует, следовательно, оздоровлению общества; кроме того, мы должны спасать алкоголиков из человеколюбия, из сострадания к ним, к их безвинно страдающим женам и детям.
В деле спасения пьяниц велика заслуга обществ и братств трезвости; тысячи людей спасены на Руси от телесной, нравственной и имущественной гибели стараниями священников-трезвенников: проповедь любимого пастыря против пьянства, сердечное участие, проявленное в тяжелую для алкоголика минуту, совместная горячая молитва и клятвенное обещание не пить более — превратило многих жалких пьяниц в убежденных трезвенников.
9. Но алкоголик не только опустившийся, безвольный человек, во многих случаях он прежде всего человек больной, нуждающейся во врачебной помощи. Если у него главным образом поражены внутренние органы, его помещают в общую земскую или городскую больницу; если алкоголик заболел белою горячкою или другою болезнью мозга, его отвозят в лечебницу для душевнобольных. Но если болезнь его заключается преимущественно в неудержимом влечении к спиртным напиткам и в полном бессилии воли, то такой алкоголик нуждается в продолжительном пребывании в особой лечебнице, где его отучают от алкоголя, укрепляя в то-же время его тело и дух. В России лечебниц для алкоголиков, к сожалению, имеется еще очень мало, да и не всякий может на несколько месяцев бросить свои занятия и поступить в лечебный приют. Впрочем, многие алкоголики, — именно те, что сознают свою слабость, желают бросить пить, но не могут справиться со своею болезненною страстью, — могут лечиться и на ходу, амбулаторно. В последние годы в столицах и некоторых губернских городах открыты специальные амбулатории для алкоголиков, где врачи с успехом лечат от пьянства укреплением роли путем так называемого внушения. Кроме того, в некоторых городах устроены приюты для вытрезвления пьяных, где алкоголикам подается первая врачебная помощь.
Излеченный алкоголик должен затем записаться в общество трезвости и войти в круг новых товарищей — трезвенников.
10. Наиболее действительный способ борьбы с алкоголизмом, доступный каждому, — личное воздержание от употребления спиртных напитков и распространение при всяком подходящем случае, сведений о действии алкоголя на человека и общество, изложенные в настоящем учебнике.
Просвещение окружающих относительно преимуществ полной трезвости производит должное воздействие только тогда, когда подкрепляется личным примером.
Вопросы и задачи.
1. Какими способами ведется борьба с предрассудками об алкоголе и питейными обычаями? 2. В чем главным образом заключается деятельность церковных братств трезвости и светских обществ борьбы с алкоголизмом? 3. В чем состоит американская запретительная система и скандинавская Готенбургская система? 4. Какие законодательные меры могли бы уменьшить потребление алкоголя и пьянство? 5. Какими способами возможно спасение пьяниц? 6. Перечислите задачи и наметьте предполагаемую деятельность школьного кружка трезвости.
Выводы.
Пьянство вызывается и поддерживается множеством различных причин, а потому и борьба с алкоголизмом должна вестись одновременно различными способами.
Против предрассудков о яко-бы благотворном действии алкоголя выдвигаются просветительный меры: распространение правильных сведений об истинной природе спиртных напитков. Поскольку пьянство — проявление распущенности нравов и потребности в низменном удовольствии, — с ним надо бороться путем религиозно-нравственного просвещения. Нужнее всего удержать на трезвом пути молодежь, еще не усвоившую себе питейных навыков: с этой целью за границею в школах введено противоалкогольное преподавание, вводится понемногу обучение основам трезвости и в русских учебных заведениях. Необходимы кружки трезвой молодежи.
Борьба с укоренившимися питейными обычаями взрослого населения возможна лишь при помощи дружной работы обществ трезвости, требующих от своих членов полного воздержания от алкоголя и поддерживающих в человеке религиозное чувство и духовные запросы (церковные общества и братства), заботящихся об ознакомлении населения с последствиями алкоголизма посредством народных чтений, лекций, выставок и пр. и, кроме того, стремящихся дать народу здоровую пищу (чайные и столовые) и трезвые развлечения. Широкое распространение чая, сахара и безалкогольных напитков является также очень целесообразною мерою борьбы с пьянством.
Продажа спиртных напитков, ради устранения алкогольного соблазна, должна быть ограничена строгими законами. В этих целях заграницею установлены особые ограничительный правила: запретительная система в некоторых Североамериканских штатах, Готенбургская система в Скандинавии, право местного запрета для отдельных общин — в Англии. Казенная винная монополия в России, устранив спаивание народа кабатчиками, нуждается еще, во имя дальнейшей борьбы с алкоголизмом, во многих усовершенствованиях, которые в настоящее время вырабатываются законодательными учреждениями — Государств. Думою и Государств. Советом.
К мерам, косвенно содействующим уменьшению пьянства, относится улучшение материальных условий народных масс: удешевление жилищ для рабочего населения, устройство дешевых столовых и т. п.; но материальные или экономические преобразования способствуют отрезвлению народа всего более там, где заботы направлены одновременно не на одну только материальную сторону жизни, но и на духовные запросы человека. Вернейший путь к материальному благополучию — трудолюбие и бережливость; алкоголь уничтожает эти качества.
Кроме предупреждения пьянства, необходимо и спасение пьяниц. Нравственное возрождение алкоголиков достигается с великим успехом обществами трезвости и, в особенности, благими усилиями священников-трезвенников. Но так как множество алкоголиков — прежде всего люди больные, то они нуждаются во врачебной помощи. Алкоголизм — болезнь излечимая, если только пьющий понимает свое положение и одержим искренним желанием исцелиться. Излеченные алкоголики должны порвать со своими прежними собутыльниками и непременно поступать в общество трезвости.
Каждый благомыслящий человек может способствовать отрезвлению родины, действуя на окружающих, во-первых, личным примером полного воздержания от алкоголя, во-вторых — вразумительным словом.
Знание вреда, причиняемого алкоголем ближним, отечеству и человечеству, -обязывает делиться этим знанием с теми, у кого его нет.
Чем больше я смотрю на статистику в нашей стране, тем больше мне кажется, что у нас вообще не ведется никакая борьба с алкоголизмом и наркоманией. Ситуация ухудшается с каждым годом, мы теряем молодежь…
Оставьте свой отзыв!