Во вторую очередь нужно привлечь молодежь.
Но на этом нельзя останавливаться. Нужно помнить, что данная работа требует объединения возможно большего количества сознательных противников пьянства. Поэтому одновременно надо организовать молодежь.
Нам сообщают, что в некоторых местах молодежь пьянствует, не отставая в этом от своих пьяниц-отцов. Такие пьянчуги находятся даже среди комсомольцев. Любопытно указать на письмо одного комсомольца, в котором он распустил пьяные слюнки по поводу выпуска водки. Письмо заканчивается словами, которые естественно услышать от горького пьяницы, но никак не от комсомольца: „Да здравствует новая советская водка».
С другой стороны, есть значительное количество сознательной молодежи, которая вполне естественно протестует против такого отвратительного явления. Задача избача и заключается в том, чтобы к антиалкогольной работе привлечь эту сознательную молодежь, в первую очередь честных трезвых комсомольцев. Но при этом нужна строго следить, чтобы не получилось бузотерства, хулиганства, оскорбления чувств взрослых крестьян. Молодежь должна вести работу не наскоком, не криком и шумом, а рассудительно и прежде всего путем личного примера.
Важно будет уже то, если вместо кабака молодежь пойдет в избу — читальню, вместо хулиганства проведет беседу, организует спектакль, развернет работу кружков и т. д. Очень большое внимание надо обратить на физкультуру молодежи, проводя спортивные занятия в специальном кружке избы-читальни.
Очень важно — вовлечь в работу крестьянок.
Никто так не страдает от пьянства, как крестьянка. Вот что нам пишут по этому поводу: „Беда, когда пьяные крестьяне приезжают в деревню, часто с пустым карманом. Сколько крика и драки в хатах. Бедная крестьянка, — она должна от мужа все унижения перенести» (Курская губ.).
„ Нередки также случаи, — рассказывает селькор,—когда жена и дети, полуголодные, раздетые, со слезами на глазах: упрашивают своих мужей и отцов бросить пить и итти домой Но пьяный отец не обращает на это внимания и прогоняет их под гром площадной брани» (Кубанский округ).
Вот эти унижения и невзгоды крестьянки и нужна использовать против пьянства и пьяниц. Крестьянки, как мы видели выше, очень терпеливо относятся к своим пьяным мужьям. Это, как и вообще вся забитость крестьянки, объясняется прежним бесправным положением женщины. Поэтому самая важная задача избача в работе среди крестьянок заключается в том, чтобы выработать у них новый взгляд на роль женщины в семье и общественной жизни, вызвать новые отношения к деспоту- мужу. При этом крестьянка должна чувствовать, что она не одна, что на ее стороне находится и право, и поддержка лучшей части крестьянства.
Как же повести эту работу?
Для этого прежде всего не нужно ждать, пока крестьянка придет сама. Надо работу вынести за пределы избы-читальни, использовав для нее в первую очередь делегаток. Эти последние,— а если их нет, то передовые крестьянки и комсомолки, — должны взять на себя обработку крестьянок, прежде всего жен пьяниц. Они должны на своем примере доказать крестьянкам, что женщина является таким же равноправным гражданином и может выполнять такую же ответственную работу, как и мужчина. В этом отношении советские законы всецело защищают права трудящейся женщины, и поэтому всякие рабские подчинения являются большой ошибкой самих жен. Одним словом, надо добиться, чтобы крестьянка подняла голос протеста против своего рабского положения, против пьяного произвола своего мужа, чтобы она не просила, а требовала от него трезвой жизни и отношения к себе как к равной.
Ясно, что первоначально крестьянки будут туго поддаваться на эти увещания. Их будет беспокоить материальный вопрос. Они будут говорить: „Да как же я осмелюсь требовать от мужа; он меня убьет или выгонит. Куда я тогда денусь с малыми ребятишками?». Вот тут-то и нужно рассказать крестьянке, что советские законы о семье — совсем не такие, как были царские законы. Надо растолковать крестьянке, что муж не имеет права не только бить, но даже и толкнуть ее, что он не может ее выгнать, что в случае развода она будет обеспечена, потому что имущество, принесенное ею в дом, является только ее собственностью, а нажитое вместе — делится пополам; при этом надо иметь в виду, что домашняя работа жены считается равноценной любой работе мужа. Наконец, надо объяснить крестьянке, что после развода дети также будут обеспечены, потому что муж должен будет платить на их содержание. Таким образом, крестьянка может быть спокойна и за себя и за судьбу своих детей и поэтому настойчиво бороться с пьянством своего мужа.
Со своей стороны, местные административные органы должны с большим вниманием относиться ко всем делам по обвинению пьяниц в избиении и истязании жен; эти дела должны итти показательными процессами.
Оставьте свой отзыв!