Действие трезвости на нравственность народа.
Главная » Старые документы

Действие трезвости на нравственность народа.

Опубликовал Суббота, 7 Сентябрь 2013Нет комментариев

Действие трезвости на нравственность народа.За сим рассмотрим, какое действие производить употребление крепких напитков на состояние народной нравственности. Из великого числа следственных и уголовных дел, поступавших на мое рассмотрение, как и при решении дел в уголовном департаменте Правительствующего Се­ната, я видел, что большая часть совершенных злодеяний были предшествуемы, или сопровождаемы, или заключаемы попойками; иногда же пьянство было существенною целью преступлений. Ознакомясь с бытом низшего класса народа, можно удостовериться в том, что водка бывает большею частью причиною всех ссор и драк, разного ро­да обид, похищения чужой собственности и других в крестьянском быту проступков. Иностранными знаменитыми юристами приз­нано также, что употребление крепких на­питков бывает существенною причиною 8/10 и даже 9/10 совершаемых преступлений.— В государствах Западной Европы люди самые просвещенные восстают против употребления спиртных напитков и яркими чер­тами описывают вредное действие их на народную нравственность. В одной статье журнала прений [Journals des Debats] за 1852 год, Ноября 4—го, заимствованной из газе­ты Times, между прочим сказано: Пьянство— одно из величайших зол Великобритании; с начала текущего века, народ издержал там на крепкие напитки вдвое более того, что потребовалось бы на уплату огромного государственного долга Англии. В Лондоне, в течении последних тринадцати лет, бы­ло арестовано за пьянство до 249,000 мужчин и 183,000 женщин. На 27,000 случаев бедности, по крайней мере 20,000 должны быть приписаны пьянству. В Глассо ежегодно употребляется крепких напитков на 1,200,000 фунт. стерлингов. Там же поднимают на улицах до 200,000 женщин мертвецки пьяных. В Перхонской тюрьме, из пятисот молодых людей там содержимых, четыреста по крайней мере таких, которые с детства уже приобрели гибель­ную привычку пить. Впоследствии являлись во многих книгах и журналах и другие любопытные статьи против пьянства и показывающие необходимость принятия деятельных мер к удержанию оного. В прошлом 1858 году, в журнале «Обозрение двух миров» ( 1848 г.) помещена статья, под наименованием : Общественные реформы в Англии. Сочинитель признает употребление крепких напитков главной причиной нищеты, безнравственности, преступлений, злодейств и вечным источником всего мерзкого. Ста­тистическими цифрами доказано неоспоримо, говорит автор той статьи, что из каждых десяти преступлений, совершаемых в Англии, к девяти поводом была при­вычка пьянствовать. Прежде всего пьянство ввергает. несчастного, ему предающегося, в нищету, ибо расслабляет силы человека рабочего , внушает ему отвращение к труду, поглощает деньги, которые без того пошли бы на содержание его семейства, развивает в нем все самые гибельные со­крушительные страсти. Рассчитывают, что разного рода убытки, причиняемые госу­дарству злоупотреблением спиртных на­питков, не могут быть покрыты суммою акциза, простирающегося до тысячи миллионов франков (250 миллионов руб. сереб.) Соображая такие гибельные последствия, бирмингамский рекордер, г. Гиль, в одном из своих трехмесячных докладов высшему совету присяжных, непоколеблясь обращает­ся с требованием — совершенно запретить продажу и приготовление спиртных напит­ков. Почтенный сановник находить, что злоупотребление не прекратится до тех пор, пока будет дозволено употребление этих вредных ядовитых напитков. По его мнению, чтобы вырвать с корнем зло, надобно совер­шенно запретить употребление крепких напитков.— По всем таковым соображениям я полагаю, что всевозможное отклонение наро­да от употреблены спиртных напитков, и, где возможно, побуждение его к совершенно­му отречению, от употребления такого вредного и ядовитого вещества, было бы лучшим средством к исправлению народной нрав­ственности и предупреждению большей части преступлений. Некоторые защитники употребления крепких напитков возражают мне, что употребление вина допускается священным писанием. В послании Апостола Пав­ла к Тимофѳею, действительно сказано: «пей вина мало, и то стомаха ради и недуга» но это вино, о коем в послании Апостолом упоминается, конечно, не была водка или нынешнее хлебное вино, иначе сказать ал­коголь, которого тогда изобретено еще не было, это был виноградный сок, приве­денный в брожение. Но употребление и та­кого сока, до опьянения, священным писанием осуждается.

По всем таковым убеждениям, мне весьма грустно было слышать и читать мнение некоторых людей , утверждающих , что в России простолюдину хлебная водка заменяет все: и балы, и концерты, и ералаш, и литературу, и дружеские беседы. Не предосудительно ли дозволять себе такие остроты и распространять такие вредные со­физмы! Составляет ли употребление водки для простолюдина увеселение невинное? Он тогда только находит в ней удовольствие, когда чувствует опьянение и бывает навеселе; а что потом случается, когда от частого употребления страсть усиливается? Какие гибельные влечет она за собою последствия? Можно ли говорить с таким снисхождением и почти одобрением о гнусном пороке, столь вредном по своим последствиям. Не обязан ли всякий благонамеренный гражданин всемерно содействовать тому, чтобы такое безнравственное увеселение заменено было в народе другими невинными наслаждениями.



Оставьте свой отзыв!

Добавьте комментарий ниже, или используйте trackback с Вашего собственного сайта. Можно также подписаться на эти комментарии при помощи RSS.

При комментировании не уходите от темы. Не спамьте.

Вы должны использовать только эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>