Действие трезвости на нравственность народа.
За сим рассмотрим, какое действие производить употребление крепких напитков на состояние народной нравственности. Из великого числа следственных и уголовных дел, поступавших на мое рассмотрение, как и при решении дел в уголовном департаменте Правительствующего Сената, я видел, что большая часть совершенных злодеяний были предшествуемы, или сопровождаемы, или заключаемы попойками; иногда же пьянство было существенною целью преступлений. Ознакомясь с бытом низшего класса народа, можно удостовериться в том, что водка бывает большею частью причиною всех ссор и драк, разного рода обид, похищения чужой собственности и других в крестьянском быту проступков. Иностранными знаменитыми юристами признано также, что употребление крепких напитков бывает существенною причиною 8/10 и даже 9/10 совершаемых преступлений.— В государствах Западной Европы люди самые просвещенные восстают против употребления спиртных напитков и яркими чертами описывают вредное действие их на народную нравственность. В одной статье журнала прений [Journals des Debats] за 1852 год, Ноября 4—го, заимствованной из газеты Times, между прочим сказано: Пьянство— одно из величайших зол Великобритании; с начала текущего века, народ издержал там на крепкие напитки вдвое более того, что потребовалось бы на уплату огромного государственного долга Англии. В Лондоне, в течении последних тринадцати лет, было арестовано за пьянство до 249,000 мужчин и 183,000 женщин. На 27,000 случаев бедности, по крайней мере 20,000 должны быть приписаны пьянству. В Глассо ежегодно употребляется крепких напитков на 1,200,000 фунт. стерлингов. Там же поднимают на улицах до 200,000 женщин мертвецки пьяных. В Перхонской тюрьме, из пятисот молодых людей там содержимых, четыреста по крайней мере таких, которые с детства уже приобрели гибельную привычку пить. Впоследствии являлись во многих книгах и журналах и другие любопытные статьи против пьянства и показывающие необходимость принятия деятельных мер к удержанию оного. В прошлом 1858 году, в журнале «Обозрение двух миров» ( 1848 г.) помещена статья, под наименованием : Общественные реформы в Англии. Сочинитель признает употребление крепких напитков главной причиной нищеты, безнравственности, преступлений, злодейств и вечным источником всего мерзкого. Статистическими цифрами доказано неоспоримо, говорит автор той статьи, что из каждых десяти преступлений, совершаемых в Англии, к девяти поводом была привычка пьянствовать. Прежде всего пьянство ввергает. несчастного, ему предающегося, в нищету, ибо расслабляет силы человека рабочего , внушает ему отвращение к труду, поглощает деньги, которые без того пошли бы на содержание его семейства, развивает в нем все самые гибельные сокрушительные страсти. Рассчитывают, что разного рода убытки, причиняемые государству злоупотреблением спиртных напитков, не могут быть покрыты суммою акциза, простирающегося до тысячи миллионов франков (250 миллионов руб. сереб.) Соображая такие гибельные последствия, бирмингамский рекордер, г. Гиль, в одном из своих трехмесячных докладов высшему совету присяжных, непоколеблясь обращается с требованием — совершенно запретить продажу и приготовление спиртных напитков. Почтенный сановник находить, что злоупотребление не прекратится до тех пор, пока будет дозволено употребление этих вредных ядовитых напитков. По его мнению, чтобы вырвать с корнем зло, надобно совершенно запретить употребление крепких напитков.— По всем таковым соображениям я полагаю, что всевозможное отклонение народа от употреблены спиртных напитков, и, где возможно, побуждение его к совершенному отречению, от употребления такого вредного и ядовитого вещества, было бы лучшим средством к исправлению народной нравственности и предупреждению большей части преступлений. Некоторые защитники употребления крепких напитков возражают мне, что употребление вина допускается священным писанием. В послании Апостола Павла к Тимофѳею, действительно сказано: «пей вина мало, и то стомаха ради и недуга» но это вино, о коем в послании Апостолом упоминается, конечно, не была водка или нынешнее хлебное вино, иначе сказать алкоголь, которого тогда изобретено еще не было, это был виноградный сок, приведенный в брожение. Но употребление и такого сока, до опьянения, священным писанием осуждается.
По всем таковым убеждениям, мне весьма грустно было слышать и читать мнение некоторых людей , утверждающих , что в России простолюдину хлебная водка заменяет все: и балы, и концерты, и ералаш, и литературу, и дружеские беседы. Не предосудительно ли дозволять себе такие остроты и распространять такие вредные софизмы! Составляет ли употребление водки для простолюдина увеселение невинное? Он тогда только находит в ней удовольствие, когда чувствует опьянение и бывает навеселе; а что потом случается, когда от частого употребления страсть усиливается? Какие гибельные влечет она за собою последствия? Можно ли говорить с таким снисхождением и почти одобрением о гнусном пороке, столь вредном по своим последствиям. Не обязан ли всякий благонамеренный гражданин всемерно содействовать тому, чтобы такое безнравственное увеселение заменено было в народе другими невинными наслаждениями.
Оставьте свой отзыв!