Зависимость от условий жизни.
Анализ размеров алкоголизма рабочих семей при различных размерах заработной плата, при различных условиях быта (в основном—жилище) и при различной степени вовлечения в общественную жизнь и в культурные развлечения,—приводит к совершенно определенным выводам. Первый заключается в том, что рост заработной платы сам по себе не ведет к уменьшению пьянства. Больше того: рост заработной платы ведет к прямому увеличению пьянства, если он не сопровождается улучшением жилищных условий или увеличением вовлечения в общественную жизнь. Наоборот, улучшению жилищных условий или вовлечение в общественную жизнь сопровождается уменьшением алкоголизма даже при том же размере заработка. Итоги бюджетных обследований МГСПС показывают это с полной ясностью.
Возьмем прежде всего расположение всех рабочих семей по количеству на одного едока единиц бюджетного набора, какое обеспечено размером дохода семьи. Они разделены на пять групп, начиная от самой малоимущей (первая—до 1.25 набора на едока) и кончая наиболее обеспеченной (пятая—более 2.5 наборов на едока). Если расход на алкогольные напитки в ноябре 1927 г. для низшей—(первой—группы принять за 100%, то получим такой ряд: первая—100%, вторая—140%, третья:—226%, четвертая—276%, пятая—246%. Чем обеспеченнее на едока; рабочая семья—тем больше абсолютный расход на алкогольные напитки. Иначе сказать, пьют не в меру «плохой жизни», а в меру наличия свободных средств после удовлетворения определенного жизненного минимума. Чтобы уменьшить расход на алкоголь, надо прежде всего увеличить возможность усиления в жизненном минимуме тех его частей, какие идут на спорт, кино, украшение и увеличение удобств жилища и т. п.
Что повышение зарплаты само не является средством против алкоголизма, ясно показывает и другая разработка бюджетных обследований МГСПС—об алкоголизме в зависимости от размеров семьи при том же заработке. Взяты группы с годовым заработком семьи: а) ниже 120 руб., б) от 1 200 до 1 800 руб. и в) выше 1 800 руб. Семьи разделены по величине на три группы: а) до 3.5 чел. б) от 3.5 до 5.5 чел., в) более 5.5 чел. Если расход на алкоголь самой меньшей семьи внутри каждой группы по заработку принять за 100%, то для более многочисленных семей той же группы по заработку получаются следующие абсолютные размеры на алкоголь (в процентах к расходам малой семьи):
Размер семьи | Заработок от 1 200 руб. | Заработок от 1 200-1 800 руб. | Заработок выше 1 800 руб. |
До З.5 чел | 100 | 100 | 100 |
От 3.5 до 5.5 чел | 55 | 90 | 86 |
Более 5.5 чел | 42 | 87 | 85 |
Больше пьют при том же заработке меньшие семьи. Ясное указание, что границей пьянства служит пока прежде всего возможность мобилизовать для этого средства. Еще более резко показывает это изменение доли расходов на алкоголь в бюджете семьи. При том же заработке она правильно повышается по море уменьшения размеров семьи.
Совершенно другое оказывается, когда семья получает возможность улучшить свои жилищные условия, даже без повышения заработка. Тогда сейчас же начинается забота об улучшении обстановки жилища, о покупке лучших кроватей и т. д. и т. д.—и расходы семьи на алкогольные напитки резко понижаются. Бюджетное обследование МГСПС по данным за ноябрь 1927 г. делит по жилой площади все семьи на три группы: 1) имеющие менее 4 квадратных метров на душу, 2) имеющие от 4 до 5 метров, 3) имеющие более 5 метров. Обеспеченность их примерно одинакова. Выраженная в количестве бюджетных наборов (на взрослого) она составляет 1,9 для первой группы, также 1,9 для второй группы и 2,1 для третьей группы. Между тем, если долю расходов на алкоголь в бюджете семьи для первой группы (наиболее тесно живущие) принять за 100%, то в процентах к этой величине доля расходов на алкоголь в бюджете следующих групп оказывается такой:
Доля алкоголя | |
Площадь на душу | в бюджете |
до 4 метров .. | ……. 100 |
от 4 до 5 „ .. | ……. 78 |
выше 5 „ ….. | ……. 70,5 |
При том же доходе лучшие жилищные условия, переход в новый кооперативный дом и т. п.—означают уменьшение пьянства. Жизненный минимум повышается, л это повышение отвлекает средства от алкоголя. Оказывается иная, более привлекательная цель для их расходования.
Такое же отвлекающее значение имеет вовлечение в общественную жизнь и создание условий для культурного отдыха. Разработка бюджетных обследований МГСПС дает такую группировку семей по данным за 1927 г. Рабочие семьи разделены на четыре группы по характеристике главы семьи: 1) партийные, 2) общественно-активные беспартийные, 3) неактивные беспартийные, имеющие возможность пользоваться и пользующиеся учреждениями культурного отдыха, развлечения и поучения, 4) пассивные беспартийные, мало пользующиеся культурными учреждениями по условиям района своего жительства и др. Если взять сумму расходов на алкоголь первой группы (партийцы), определить величину ее на единицу бюджетного набора (на взрослого), приходящуюся в среднем на семью данной группы, и принять эту величину за 100%, то размер такой же величины для остальных групп рабочих семей будет следующим (в процентах):
Партийцы | 100 |
Активные беспартийные | 109,7 |
Пассивные, культурн. беспартийные | 124 |
Пассивные, малокультурн. беспартийные | 201 |
Слово «культурные» беру в кавычки, ибо здесь имеется в виду не столько культурность этих людей, сколько посещение ими учреждений культурного отдыха, развлечения и т. п. Надо заметить, что средний заработок (количество бюджетных наборов на взрослого) почтой одинаков для первой группы и третьей и совершенно одинаков, для второй и четвертой.
Очевидно, во-первых, явное отвлекающее в общем от алкоголизма значение общественной активности и наличия культурных развлечений. Во-вторых—значение этого даже при одинаковом заработке (сравнение первой группы и третьей, сравнение второй группы и четвертой). Прибавим, что семьи без всякого расхода на алкоголь есть только в первой группе, партийной. Из всех партийных таких совершенно безалкогольных семей оказалась впрочем немного—только 3,2% . А среди беспартийных не оказалась ни одной семьи совершенно свободной от расхода на алкоголь.
Не следует однако думать, что партийные семьи так уже всегда стоят «на высоте положения». Во-первых, само их абсолютное потребление алкоголя в среднем отстает от среднего потребления рабочей семьи примерно только на четверть. Во-вторых, дважды в году партийцы повышают свое потребление алкогольных напитков гораздо ( более энергичным темном, чем беспартийные. Это происходит в оба месяца религиозных праздников— апрель (пасха) и декабрь (рождество). В одной из таблиц разработки бюджетных обследований МГСПС за 1927 г. показано, что в каждый из этих «религиозных» месяцев потребление алкоголя больше, чем среднее месячное потребление в остальные месяцы (в переводе всех напитков на чистый алкоголь) на следующее количеств процентов:
Группы семей: | Апрель | Декабрь |
Партийные | 103 | 106 |
Активные беспарт. | 52 | 77 |
Пассивные культурн. | 53 | 48 |
Пассивные малокульт. | 36 | 71 |
Связь праздничного досуга; и религиозных традиций с пьянкой вообще известна. Недаром в причастии всем православным христианам выдается вино. Недаром еще в древности культ Христа слился с культом Вакха и подобных божеств других народов. Прямая преемственная линия идет от языческой тризны времен Вещего Олега до поминальной кутьи наших дней. Но неожиданной является приверженность коммунистов к традиции пьянства в религиозные праздники.
Оставьте свой отзыв!