Зависимость от условий жизни. | Антиалкоголик
Главная » Старые документы

Зависимость от условий жизни.

Опубликовал Воскресенье, 21 Июль 2013Нет комментариев

Анализ размеров алкоголизма рабочих семей при раз­личных размерах заработной плата, при различных условиях быта (в основном—жилище) и при различной степени вовлечения в общественную жизнь и в культурные развлечения,—приводит к совершенно опреде­ленным выводам. Первый заключается в том, что рост заработной платы сам по себе не ведет к уменьшению пьянства. Больше того: рост за­работной платы ведет к прямому увеличению пьянства, если он не сопровождается улучшением жилищных условий или увеличением вовлечения в общественную жизнь. Наоборот, улучшению жилищных усло­вий или вовлечение в общественную жизнь сопровождается уменьшением алкоголиз­ма даже при том же размере заработка. Ито­ги бюджетных обследований МГСПС показывают это с полной ясностью.

Возьмем прежде всего расположение всех рабочих се­мей по количеству на одного едока единиц бюджетного набора, какое обеспечено размером дохода семьи. Они разделены на пять групп, начиная от самой малоиму­щей (первая—до 1.25 набора на едока) и кончая наибо­лее обеспеченной (пятая—более 2.5 наборов на едока). Если расход на алкогольные напитки в ноябре 1927 г. для низшей—(первой—группы принять за 100%, то по­лучим такой ряд: первая—100%, вторая—140%, третья:—226%, четвертая—276%, пятая—246%. Чем обеспеченнее на едока; рабочая семья—тем больше абсолютный расход на алкоголь­ные напитки. Иначе сказать, пьют не в меру «пло­хой жизни», а в меру наличия свободных средств после удовлетворения определенного жизненного минимума. Чтобы уменьшить расход на алкоголь, надо прежде всего увеличить возможность усиления в жизненном минимуме тех его частей, какие идут на спорт, кино, украшение и увеличение удобств жилища и т. п.

Что повышение зарплаты само не является средством против алкоголизма, ясно показывает и другая разра­ботка бюджетных обследований МГСПС—об алкоголиз­ме в зависимости от размеров семьи при том же зара­ботке. Взяты группы с годовым заработком семьи: а) ниже 120 руб., б) от 1 200 до 1 800 руб. и в) выше 1 800 руб. Семьи разделены по величине на три группы: а) до 3.5 чел. б) от 3.5 до 5.5 чел., в) более 5.5 чел. Если расход на алкоголь самой меньшей семьи внутри каждой группы по заработку принять за 100%, то для более многочисленных семей той же группы по за­работку получаются следующие абсолютные размеры на алкоголь (в процентах к расходам малой семьи):

Размер семьи Заработок от 1 200 руб. Заработок от 1 200-1 800 руб. Заработок вы­ше 1 800 руб.
До З.5 чел 100 100 100
От 3.5 до 5.5 чел 55 90 86
Более 5.5 чел 42 87 85

Больше пьют при том же заработке меньшие се­мьи. Ясное указание, что границей пьянства служит пока прежде всего возможность мобилизовать для это­го средства. Еще более резко показывает это изменение доли расходов на алкоголь в бюджете семьи. При том же заработке она правильно повышается по море уменьше­ния размеров семьи.

Совершенно другое оказывается, когда семья по­лучает возможность улучшить свои жилищные усло­вия, даже без повышения заработка. Тогда сейчас же начинается забота об улучшении обстановки жилища, о покупке лучших кроватей и т. д. и т. д.—и расходы семьи на алкогольные напитки резко понижаются. Бюд­жетное обследование МГСПС по данным за ноябрь 1927 г. делит по жилой площади все семьи на три группы: 1) имеющие менее 4 квадратных метров на душу, 2) имеющие от 4 до 5 метров, 3) имеющие более 5 метров. Обеспеченность их примерно одинакова. Вы­раженная в количестве бюджетных наборов (на взрос­лого) она составляет 1,9 для первой группы, также 1,9 для второй группы и 2,1 для третьей группы. Между тем, если долю расходов на алкоголь в бюджете семьи для первой группы (наиболее тесно живущие) принять за 100%, то в процентах к этой величине доля расхо­дов на алкоголь в бюджете следующих групп оказы­вается такой:

Доля алкоголя
Площадь на душу в бюджете
до 4 метров .. …….  100
от 4 до 5 „ .. …….  78
выше 5 „ ….. ……. 70,5

При том же доходе лучшие жилищные условия, пере­ход в новый кооперативный дом и т. п.—означают уменьшение пьянства. Жизненный минимум повышает­ся, л это повышение отвлекает средства от алко­голя. Оказывается иная, более привлекательная цель для их расходования.

Такое же отвлекающее значение имеет вовлечение в общественную жизнь и создание условий для куль­турного отдыха. Разработка бюджетных обследований МГСПС дает такую группировку семей по данным за 1927 г. Рабочие семьи разделены на четыре группы по характеристике главы семьи: 1) партийные, 2) обще­ственно-активные беспартийные, 3) неактивные беспар­тийные, имеющие возможность пользоваться и поль­зующиеся учреждениями культурного отдыха, развле­чения и поучения, 4) пассивные беспартийные, мало пользующиеся культурными учреждениями по усло­виям района своего жительства и др. Если взять сумму расходов на алкоголь первой группы (партийцы), опре­делить величину ее на единицу бюджетного набора (на взрослого), приходящуюся в среднем на семью дан­ной группы, и принять эту величину за 100%, то раз­мер такой же величины для остальных групп рабочих семей будет следующим (в процентах):

Партийцы 100
Активные беспартийные 109,7
Пассивные, культурн. беспартийные 124
Пассивные, малокультурн. беспартийные 201

Слово «культурные» беру в кавычки, ибо здесь имеется в виду не столько культурность этих людей, сколько посещение ими учреждений культурного от­дыха, развлечения и т. п. Надо заметить, что средний заработок (количество бюджетных наборов на взросло­го) почтой одинаков для первой группы и третьей и совершенно одинаков, для второй и четвертой.

Очевидно, во-первых, явное отвлекающее в общем от алкоголизма значение общественной активности и наличия культурных развлечений. Во-вторых—значе­ние этого даже при одинаковом заработке (сравнение первой группы и третьей, сравнение второй группы и четвертой). Прибавим, что семьи без всякого расхода на алкоголь есть только в первой группе, партийной. Из всех партийных таких совершенно безалкогольных семей оказалась впрочем немного—только 3,2% . А сре­ди беспартийных не оказалась ни одной семьи совершенно свободной от расхода на алкоголь.

Не следует однако думать, что партийные семьи так уже всегда стоят «на высоте положения». Во-первых, само их абсолютное потребление алкоголя в среднем отстает от среднего потребления рабочей семьи при­мерно только на четверть. Во-вторых, дважды в го­ду партийцы повышают свое потребление алкоголь­ных напитков гораздо ( более энергичным тем­ном, чем беспартийные. Это происходит в оба месяца религиозных  праздников— апрель (пасха) и декабрь (рождество). В одной из таблиц раз­работки бюджетных обследований МГСПС за 1927 г. показано, что в каждый из этих «религиозных» меся­цев потребление алкоголя больше, чем среднее ме­сячное потребление в остальные месяцы (в переводе всех напитков на чистый алкоголь) на следующее ко­личеств процентов:

Группы семей: Апрель Декабрь
Партийные 103 106
Активные беспарт. 52 77
Пассивные культурн. 53 48
Пассивные малокульт. 36 71

Связь праздничного досуга; и религиозных традиций с пьянкой вообще известна. Недаром в причастии всем православным христианам выдается вино. Недаром еще в древности культ Христа слился с культом Вакха и подобных божеств других народов. Прямая преем­ственная линия идет от языческой тризны времен Ве­щего Олега до поминальной кутьи наших дней. Но не­ожиданной является приверженность коммунистов к традиции пьянства в религиозные праздники.



Оставьте свой отзыв!

Добавьте комментарий ниже, или используйте trackback с Вашего собственного сайта. Можно также подписаться на эти комментарии при помощи RSS.

При комментировании не уходите от темы. Не спамьте.

Вы должны использовать только эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>