Установка в вопросах административных ограничений.
Вот эти факты, что, с одной стороны, административные ограничения оправдали себя в промышленных районах в отношении уменьшения пьянства, а с другой стороны,—что были допущены административные перегибы, несогласованные с общим планом хозяйственного строительства,—побуждают нас предложить утвердить такого рода систему административных ограничений, которая была бы согласована как с нашим финансовым и общим планом хозяйственного развития, так и с задачей все большего усиления наступления на алкоголь. Это значит—подходить дифференцированно к различным местностям. Например в тех городах, где имеется заметное количество рабочих, и в рабочих поселках проводить административные ограничения в полном объеме. Там же, где нет скопления рабочих и где поэтому общественное мнение не подготовлено, а проведение ограничений не имеет уж такого острого значения для укрепления промышленности и транспорта и тем самым всего государства,—там проводить только известный минимум ограничений например запрет торговли спиртными напитками и пивом в рабочих клубах, общественных учреждениях, столовых народного питания, местах массовых гуляний и т. п., и т. п. Такая же дифференциация должна быть проведена и в деревне, смотря по тому, дают крестьяне определенные обязательства и гарантии или нет, находится деревня в самогонном районе или нет и т. д.
В деревнях административные ограничения общего характера (сокращение сети, запрет продажи по праздникам и в кооперативах) могут проводиться пока как правило лишь в пределах несамогонного или почти несамогонного района (Ленинградская, Московская, Иваново-Вознесенская и Северная область) и в селах, непосредственно примыкающих к таким основным предприятиям, как рудники Донбасса, Днепростроя и т. п. Здесь должно быть сосредоточено все то сокращение деревенского потребления, какое намечено пятилеткой. В других районах сокращение сети и другие административные ограничения общего характера могут проводиться в деревнях лишь при наличии особых обстоятельств, как круговая порука о прекращении самогонокурения с общественными штрафами для нарушителей и т. п., либо при принадлежности данных местностей к виноградным районам СССР (Узбекистан, Туркменистан и т. д.).
Существующая сейчас чрезвычайно неустойчивая практика как законодательная, так и административная в вопросах административных ограничений продажи алкогольных напитков вредна втройне. Она без нужды нервирует население, по несколько раз в год ставя в различные условия. Она самой своей неустойчивостью создает представление об отсутствии в этом вопросе ясной к твердой линии, на которую могли бы надежно ориентироваться хозяйственные и общественные учреждения и местные органы. Она наконец местами без неизбежности до госбюджетным соображениям подрывает успехи социалистического соревнования и трудовой дисциплины, а местами без пользы для промышленности и транспорта преждевременно лишает бюджет источников, предусмотренных планом на данный год.
Только дифференцированный по отдельным местностям подход на каждый данный год, укладывающийся в общие пределы наметки пятилетки на данный год, и ежегодный пересмотр этой дифференцировки согласно ежегодному сокращению алкогольной наметки пятилетки—только такая система может упорядочить вопрос об административных ограничениях на весь переходный период, остающийся до полного исчезновения из государственных планов производства и продажи алкогольных напитков.
При использовании существующего законодательства по ограничению продажи алкогольных напитков (постановления СНК РСФСР с 29 января по 11 мая 1929 г. и СНК Узбекистана от 16 апреля 1929 г.) и при проведении тех же постановлений в прочих союзных республиках—местным обществам борьбы с алкоголизмом необходимо:
1. Контролировать путем введения дружин общественных наблюдателей по алкоголизму из членов Общества (по образцу утвержденных Моссоветом, см. инструкцию АОМС в № 9 «Трезвость и культура» за 1929 г.)—точное выполнение всех обязательных ограничений.
2. Использовать в частности следующие предоставленные законодательством возможности: право запрета местными советами всякой продажи водки вблизи фабрик, заводов и т. д. по постановлениям рабочих собраний; ограничение продажи определенными часами (примерно не позже 4 час. дня для водки и не позже 6 час. для пива и вина). Полное прекращение рабочей кооперацией повсеместно всякой продажи всех алкогольных налитков по добровольным постановлениям пайщиков или правлений кооперативов, в том числе во всех столовых и закусочных; устранение торговли алкогольными напитками из лавок сельской кооперации в тех местах (волостях, районах), где есть лавка Центроспирта; проведение круговой поруки деревень, обеспеченной штрафами, о прекращении самогона и при этом условии—закрытие губисполкомами (окрисполкомами) продажи водки в этих местах; перевод пивных заводов на производство безалкогольных напитков; выполнение местными советами возложенного на них СНК обязательства об отпуске средств для открытия безалкогольных чайных и рабочих кафе с художественными развлечениями вместо закрытых уже пивных и лавок Центроспирта, полное запрещение повсюду продажи в дни получек зарплаты и т. д.
За последний год практика административных ограничений алкогольных напитков у нас все время менялась : то предлагали кооперации не свертывать продажу
водки, то предлагали свертывать, то постановляли увеличить выпуск водки, то постановляли уменьшить его. За текущий год мы трижды меняли законодательную практику относительно продажи водки в субботу и в воскресенье—разрешали, запрещали и вновь разрешали.
Насколько иногда случайны были наши решения видно из того, что одни из них порой на соответствовали другим. В августе 1928г. мы постановили увеличить выпуск водки и в то же время предложили кооперативам свертывать водочную сеть, что они в значительной степени выполнили. А в апреле 1929 г. мы постановили, наоборот, значительно уменьшить продажу водки (в городах на 30%. и в деревнях на 15% по сравнению с предыдущим полугодием) и в то же время сияли о кооперативов обязательство свертывать продажную сеть.
Принятие пятилеткой систематического ежегодного уменьшения продажи водки и пива должно положить конец неустойчивости законодательной практики и создать твердую линию в сторону систематического ограничения числа мест и дней продажи водки.
Надобность в городах усиления борьбы о алкоголизмом общеизвестна. Ограничусь несколькими характерными цифрами. На улицах Москвы в 1926 г. в пьяном виде задержало 36 тыс. чел., а в 1927 г.—73 тыс., В 1928 г.—122 тыс.
На улицах Ленинграда в 1928 г. задержано 113 тыс. чел. По данным выборочного обследования, в число 235 тыс. пьяных, задержанных за последний год на улицах Москвы и Ленинграда, входит около 20 тыс. случаев задержания милицией партийцев в пьяном виде на улицах столиц. Около 90% общего числа задержанных пьяниц составляют рабочие. В таких условиях, при таком быстром росте числа рабочих, задержанных в пьяном виде, должно быть совершенно очевидно, насколько необходимо задержать распространение водки энергичными мерами как культурного, так и административного характера.
Иногда отрицают всякое значение за административными ограничениями производства и продажи алкогольных напитков и ссылаются на «опыт» Америки. В Соединенных штатах официальна алкогольные напитки запрещены, но фактически имеется громадная алкогольная контрабанда. Правда, в силу дороговизны контрабандных напитков она обслуживает преимущественно имущие классы. А на заводах наступило значительное отрезвление, повысившее производительность труда. Поэтому американская буржуазия поддерживает официальное запрещение «законного», общедоступного алкоголя, сохраняя для себя контрабанду. Мы предостерегаем против недооценки административных ограничений и против таких шаблонных ссылок на пример Соединенных штатов Северной Америки еще по двум причинам.
Во-первых, у нас объем и круг административных ограничений, если взять за исходный пункт постановление СНК РСФСР от 11 мая 1929 г., должен будет в будущем все расти , уже проста потому, что пятилетка систематически сокращает выпуск водки и пива. Во-вторых, в Америке железные дороги и пароходы принадлежат отдельным капиталистам, которые охотно наживают на контрабандной перевозке тамошней водки. В СССР железные дороги и водный транспорт принадлежат пролетарскому государству, которое не будет заниматься контрабандным провозом, раз само устанавливает административные ограничения. А без транспорта нельзя наладить в крупных размерах снабжение самогоном больших центров. Это достаточно показал и опыт всех городов советской республики до разрешения торговли водкой и ее провоза.
Оставьте свой отзыв!