Три предпосылки построения социализма.
Когда была, совершена Октябрьская революция, то оказалось, что для осуществления социализма, нужно решить сначала три предварительных задачи.
Первая задача — задача военная: оборонить победивший пролетариат от нападений буржуазии извне и изнутри и тем самым обеспечить возможность строительства социализма.
В общих чертах в нашей стране эта задача была решена в предварительном порядке в первые 4 года после Октябрьской революции: к 1921 г. кончилась гражданская война, кончилась борьба с интервенциями, кончилась первая полоса нашей революции. Конечно это не значит, что тем самым уже исчезли для нас всякого рода заботы, всякого рода трудности, связанные с обороной нашей страны против буржуазии. Если у нас нет открытой войны с буржуазией, то самый факт существования буржуазии побуждает нас тратить громадные средства на подготовку обороны нашей страны.
Известно, сколько денег из государственного бюджета идет на организацию Красной армии и флота, сколько денег идет на ОГПУ, сколько денег идет на работу по созданию военных заводов, военной промышленности, какое количество материала — железа и другого сырья— идет для этой военной промышленности. Все эти расходы на подготовку обороны ложатся тяжелым бременем на трудящихся. Цифра этих расходов составляет 1 миллиард в год.
Таким образам, хотя первая задача—задача военной обороны пролетарской революции—решена в предварительном порядке, мы отбились от открытого нападения буржуазии и занимается мирным строительством, все- таки надо помнить, что угроза войны есть, что подготовка к обороне опоит нам 1 миллиард в год. А насколько это крупная величина, видно из того, что, за 4 года мы смогли бы на четыре миллиарда рублей построить примерно жилища для пяти миллионов человек. По нынешним ценам жилищного строительства можно было бы за 4 года построить три таких города, как Ленинград—как тот Ленинград, который создавался 200 лет и который имеет 1 700 тыс. жителей.
Необходимость военной защиты суживает, уменьшает размах нашей хозяйственной работы.
Кроме этой первой задачи—задачи военной обороны революции, задачи обеспечения возможности строить социализм—у нас была вторая предварительная задача: это—задача изыскать средства, создать материальные предпосылки для того, чтобы социализм можно было построить. Социализм заключается ведь не только в перераспределении того, что уже было отнято у буржуазии, а в создании нового хозяйства, которое даст такие лучшие условия жизни для всех трудящихся, которые далеко оставили бы за собой позади все то, что было известно старому миру.
Вот эта вторая предварительная задача для построения социализма—изыскание средств, с которыми можно было бы приступить к созданию нового общества—заняла у нас после окончания гражданской войны еще 6 лет, потому что наше хозяйство было разрушено, и понадобился ряд лет, чтобы поднять его до довоенного уровня. Только в последние годы мы перешагнули через этот уровень.
Таким образом только теперь создалась возможность начать вкладывать новые крупные средства не только в пополнение и исправление тех пробелов, какие оказались у нас за время империалистической и гражданской войны, но оказалось возможным вкладывать средства для социалистической перестройки нашей страны, создавать новую промышленность, новую культуру.
Затем благодаря разрешению этой второй предварительной задачи мы подошли к разрешению третьей предварительной задачи, ибо для построения социализма нужна не только военная безопасность, не только наличие культурного хозяйства и средств для его ведения, но нужны еще люди, которые по своему духовному складу, по своим навыкам, привычкам, взглядам, чувствам и настроениям были бы способны строить новое социалистическое общество. Между тем рабочий класс, который 11 лет тому назад совершил Октябрьскую революцию, который взял власть в свои руки, наш рабочий класс еще не достиг совершенства.
Рабочий класс вел борьбу, против царизма, против основ старой России, против господствующих сил ее, но вместе с тем рабочий класс был частью старой России,—он жил в ее условиях, в ее обстановке, и поэтому в его сознании, психике, поведении отразился этот старый, гнилой, отвратительный строй. И если теперь у нас в стране, на двенадцатом году революция, мы видим еще массу безобразия, то это происходит не только потому, что в нашей стране есть остатки буржуазии, которые, работая с нами, вредят, саботируют и т. д.,—это происходит и потому, что мы сами культурно недостаточно подготовлены для разрешения тех задач, которые перед нами стоят.
Рабочий класс—и это есть третья предварительная задача—для построения социализма должен перевоспитать сам себя, чтобы новыми руками успешно строить социализм.
Вполне понятно, почему у нас рабочий класс вступил в Октябрьскую революцию культурно и общественно невоспитанным. Ведь сознание людей, сознание общественных классов, их чувства, привычки, поведение— все это зависит прежде всего от тех производственных отношений, в которых они находятся. Возьмите с одной стороны крестьянина, а с другой стороны—заводского рабочего в их отношении к религии. Производство крестьянина основано на урожае. Урожай основан на погоде: будет хорошая погода—будет хороший урожай, не будет хорошей погоды—крестьянин будет голодать. Между тем погода при настоящем уровне науки и техники еще нам не подвластна, от нас не зависит; мы можем направлять энергию машин на заводе, мы можем управлять паровыми котлами, но мы не научились еще управлять тучами на небе. Конечно мы учимся, наука идет вперед, делаются опыты в этом отношении, и надо думать, что уж не так далеко то время, когда мы сможем влиять на погоду. Но пока еще этого нет, пока погода является для крестьянина чем-то независящим от его воли, и стало быть вся его жизнь, все его производство зависит от какой-то неизвестной ему высшей силы, которая посылает дождь или засуху, хорошую или плохую погоду, урожай или голод,—крестьянин верит в эту высшую силу, в бога. Совсем другое дело—сознание, психика, чувство, настроение заводского рабочего. Благосостояние рабочего, его работа на заводе зависят не от какой-то неизвестной неведомой, таинственной силы, которой нельзя управлять, а от работы машин, которыми управляет человек.
В сознании заводского и фабричного рабочего нет места для бога, для веры в какие-то сверхъестественные неизвестные силы.
Рабочий: класс, хотя и произвел социалистическую революцию двенадцать лет тому назад, но у него еще духовного социалистического склада не было, не было у него еще полного социалистического сознания, ибо старые производственные отношения были не социалистическими, а буржуазными, а еще раньше — помещичье- крепостными. Новые же социалистические производственные отношения создаются только после революции, и поэтому только после революции начинается и постепенная переделка всей психологии рабочих на социалистический лад. В рабочем классе имеются остатки старого, которые нужно с себя сбросить, для того чтобы быстрее, увереннее и гораздо более успешно, чем теперь, строить социализм, потому что с теми средствами, которые у нас есть, мы могли бы достичь гораздо большего, если бы умели с ними как следует обращаться.
Долголетнее крепостное право, долголетнее влияние буржуазии и нищета, в которой находились рабочие и крестьяне при царизме, наложили на душевный склад рабочего класса такие особенности, которые должны быть перевоспитаны, изменены, для того чтобы мы могли более успешно строить социализм. В этом и заключается смысл того лозунга культурной революции, который дан партией в последнее время. Эта культурная революция, т. е. переделка душевного уклада нашего рабочего класса на новый социалистический лад, воспитание нового человека в нас самих, является третьей предварительной задачей, необходимой для построения социализма в нашей стране.
Таким образом:
1) военная крепость, 2) хозяйственное полнокровие, 3) культурная переделка рабочего класса—это необходимые предпосылки для успешного социалистического строительства.
Оставьте свой отзыв!