Теперь, товарищи, следующий пункт моего доклада.
Если такова рентабельность нашей борьбы, если таковы размеры зла, с которыми нужно бороться, то каковы те меры, которыми мы боролись до сих пор и какими мерами будем бороться впредь?
Самой простой мерой были меры административного ограничения продажи алкогольных напитков. Вполне естественно, что наши Общества прежде всего обратились к этому. Это было первой, но конечно не единственной мерой, так как административные ограничения были применены далеко не во всех союзных республиках. Только в двух из них уже изданы специальные законы. В РСФСР есть постановление СНК РСФСР о мерах борьбы с продажей алкогольных напитков от 29 января 1929 г., дополненное 11 мая 1929 г. По Узбекистану есть подобное же постановление СНК Узбекистана от 16 апреля 1929 г. По другим республикам, хотя нет еще общих законов, но есть ряд постановлений местных советов и исполкомов, и теперь мы уже можем подвести итоги этому опыту административных ограничений.
Каковы эти итоги? Надо сказать, что в общем и целом в отношении уменьшения пьянства опыт административных ограничений оправдал себя. Мы имеем, во-первых, данные милиции, во-вторых, данные промышленных предприятий о прогулах после праздничных дней и о прогулах вообще, мы имеем данные об изменении производительности труда и имеем постановления длинного ряда массовых рабочих собраний об итогах этого опыта. Кроме того, мы имеем сведения о шинкарстве, о количестве задержанных шинкарей. Результаты этого опыта по всем городам, по которым только собраны сведения, совершенно между собой совпадают, они все направлены в одну сторону и этим показывают, что эти данные не случайные, а имеют общее значение.
Во-первых, всюду значительно уменьшилось алкогольное питье среди рядовой рабочей массы—это несомненный факт—особенно в праздничные дни и в дни получки. Во-вторых, сократилось количество задерживаемых милицией заядлых пьяниц. В некоторые дни — перед пасхой, перед 1 мая—это количество сократилось сплошь и рядом в несколько раз. В-третьих, сократилось количество прогулов на предприятиях в после праздничные дни. Я не имею возможности утомлять вас оглашением того длинного ряда сведений по отдельным заводам и предприятиям, которые у нас имеются. Но вот например механический строительный цех Прохоровской мануфактуры. Здесь количество прогулов после праздников за весь апрель 1928 г., когда не была ограничения продажи алкогольных напитков, было 67, а за апрель 1929 г., когда эти ограничения продажи алкогольных напитков были,—только 4 прогула. За май в 1928 г. было 33 прогула а в 1929 г.—только 2.
Такого же типа отчеты мы имеем но длинному ряду других московских предприятий — по «Красному богатырю», по Электрозаводу, по типографиям, по текстильным фабрикам и т. д. То же самое в провинции, в тех городах, где введены были ограничения. Всюду картина одинаковая: снижение прогулов в послепраздничные дни, громадное уменьшение задерживаемых пьяных и уменьшение роста пьянства в рабочие дни. Начали несомненно оздоровляться бытовые условия, уменьшились избиения жен (как об этом говорят резолюции текстильщиц) и т. п., но параллельно все же имеется некоторое увеличение количества задерживаемых шинкарей. Увеличение числа задерживаемых шинкарей не означает однако равного роста шинкарства. Оно произошло отчасти только статистическим путем благодаря тому, что были изданы новые законы о более строгой борьбе с шинкарством с января этого года и благодаря тому, что прибавились указания членов нашего общества на шинкарей. Благодаря этому стало увеличиваться число случаев задержания милицией тех шинкарей, которые занимались этим промыслом и раньше, но которые раньше не задерживались. В известных пределах произошло и возрастание шинкарства, но оно перекрывается теми положительными результатами, которые имели место. Таким образом в общем и целом опыт административного ограничения в промышленных районах дал благоприятные результаты в смысле уменьшения пьянства.
Но надо отметить, что этот опыт обнаружил также и ряд административных перегибов и увеличение администрированием в этой области. Это заметно было прежде всего по трем линиям. Во-первых, целый ряд местных советов далеко ушел за пределы тех ограничений, которые были декретированы правительственными органами,—устанавливалось закрытие торговли не только по праздникам, не только накануне праздников, но и на специальные двухнедельники трезвости и т. п. которые объявлялись местными органами. Это создавало гораздо больший искус для населения, чем который был подготовлен предшествующей агитацией. Во-вторых, замечался административный перегиб в том смысле, что закрывали лавки Центроспирта в деревне, переполненной самогоном, не принимая никаких мер для пресечения этого самогоноварения, как например применение круговой поруки крестьян, когда крестьяне обязуются под страхом общественного штрафа не курить самогон, если там закроют продажу водки. Вот таких обязательств не ставилось. В-третьих, замечалось, что административные ограничения распространялись на те места, где перед этим не было проделано никакой общественной работы, где не было вообще даже сколько-нибудь значительного скопления рабочих, не говоря уже о наших Обществах. Надо заметить, что организации Общества борьбы с алкоголизмом в центре и на местах в большинстве случаев остались чужды этим перегибам и своевременно против них предупреждали. Ибо эти перегибы часто означали на деле «отписку», т. е. уклонение местных органов от такой борьбы с алкоголизмом, какая заключается в затрате средств на открытие безалкогольных чайных и других учреждений культурно-бытового отвлечения от пьянства, на чем всюду настаивали наши Общества.
Вся эта практика административных перегибов могла бы не вызывать возражений, если бы борьба с алкоголизмом происходила в безвоздушном пространстве, если бы для нас не имело значения общехозяйственное развитие. Но ведь все стороны хозяйства СССР тесно связаны между собой и взаимно согласованы. По пятилетке, которая в настоящее время принята, производство водки очень значительно уменьшается. В то время как сейчас, в 1928/29 г., у нас производится около 510 млн. литров водки в год, спустя 3 года с небольшим по этой пятилетке, с 1 октября 1932 г. производство водки уменьшится на 30%, а если принять во внимание прирост населения, то душевое потребление по подсчету Госплана уменьшится почти на 40%. Процент уменьшения для начала довольно большой.
Это уменьшение производства водки согласовано с хозяйственным планом в том смысле, что каждый год часть того дохода, который государственный бюджет имел от водки, пятилетка заменяет другими доходами. По принятому уже V съездом советов хозяйственному плану государство за это время принимает на себя уже крупные суммы—около 300 млн. руб. по замещению доходов в бюджете от алкогольных напитков доходами из других источников.
Если мы будем проводить административные ограничения не в этих рамках, не в рамках сокращения душевого потребления водки на 40%, за эти три года с небольшим, а скажем на 80%, то конечно у нас получится такой недостаток в доходном бюджете, который нашему государству в данный момент не под силу, которого нельзя выдержать без ломки хозяйственного плана. Поэтому ведь мы и не приняли установки на немедленно полное прекращение выпуска, водки, а приняли установку на сокращение выпуска водки в течение ряда ближайших лет с тем, чтобы на 4-й год этого срока количества выпускаемой водки уменьшилось на 30% против нынешнего и душевое потребление—на 40%. А потом количество выпускаемой водки в ближайшие после этого годы совсем сведется на-нет.
Оставьте свой отзыв!