О разных родах употребления спиртных напитков в России.
Употребление в народе водки и хлебного вина, можно разделить на две главные категории: а) пьянство публичное, в кабаках и трактирах, и б) домашнее употребление вина, или правильнее сказать, домашнее пьянство. О вредном действии пьянства, в кабаках и трактирах, было уже довольно сказано, и написано, но мало рассмотрено еще действие домашнего употребления вина или домашнего пьянства, имеющего, по мнению моему, гораздо более вредные последствия. Кабаки существуют для отъявленных пьяниц. Молодой, не пристрастившийся к вину, человек, стыдится и чуждается войти в кабак; он чувствует, что, вступая в него, делает дурной поступок. При домашнем же употреблении вина, он не чуждается зловредного напитка, стыд пропадает. Если, например, в плотничьей артели работники, как и ныне водится, купят штоф или два вина на артельные деньги, и положенные для продовольствия их пищей, то и молодые, вовсе не пьющие люди, в издержке сей участвующие, не только соблазняются, но и побуждаются к употреблению вина товарищами своими и мало по малу к нему пристращаются. Такие попойки, сопровождаемые страшными песнями, продолжаются во всю ночь, а потом, некоторые пьяницы еще и на другой день опохмеляются.—В таких домашних пирушках водится не только игра в карты, соблазны разного рода, но и самый отвратительный разврат, какого и в кабаках не бывает.—В самых крестьянских селениях, домашнее употребление вина производит на состояние народной нравственности весьма вредное действие; дети обоего пола, видя родителей и родственников своих пьяными, или не имеют к ним уважения, или теряют стыд и отвращение к пороку и не почитают пьянство дурным поступкам; а потом, придя в возраст, и сами делаются пьяницами. Вообще, я считаю гораздо более предпочтительным, чтобы человек, пристрастный к вину, напился при случае в дальнем кабаке и где либо вне дома своего, выспался, нежели, принеся с собою штофик , распивал бы оный в своем семействе. — В великороссийских губерниях существует наиболее публичное пьянство: домашнее употребление вина, к счастью, там еще не весьма распространилось . Один почтенный помещик, живущий в Москве, приехал в Костромскую свою вотчину и, будучи весьма доволен исправностью крестьян в уплате оброка и вообще их поведением, приказал старосте устроить для них пир, напечь для того пирогов , наварить и нажарить что следует, и купить вина. Староста отвечал: да у нас, батюшка, ваше происходительство, из крестьян-то почти никто вина не пьет; не прикажете ли сварить пива? Помещик весьма доволен был таким ответом, и приказал исполнить, по предложению старосты. В назначенный день крестьяне собрались на пир, помещик благодарил их за их исправность и доброе поведение и похвалил, что не пьют вина. Один умный старик сказал : да нам, батюшка, нельзя пить вина; ведь мы почти все извощики , возим товары на Ирбит и в другие дальние места, а пьющему-то человеку купцы и товаров к отвозу не поверят, да и надобности нам в вине не настоит; коли в стуже озябший на ночлег приедешь, то поставят горячих щей горшок, и так согреешься, что в пот кинет; ночью же нам нельзя спать крепко, иногда раза три к лошадям сходишь, надобно сена и овса задать, либо напоить , или так посмотреть , да и на возах то все целее, как часто посматриваешь ; а кто на ночлег-то выпьет, да уснет, и все забудет, а лошадки то пожалуй , схилеют и пропадут; да мы также и то заметили, что пьющий человек гораздо к морозу слабее, нежели человек непьющий.—Все добрые крестьяне подтвердили речи умного старика, а господин похвалил его.
Один Полтавский помещик, уроженец великороссийский, приехал в свое Орловское имение, большое и богатое село П…. с женою своею, урожденной малороссиянкой, и приказал сделать крестьянам пир. Сама госпожа, по малороссийскому обычаю, подносила им водку. Но крестьяне большею частью от чарки отказывались, что госпожу не мало удивило. Мы от того исправны и зажиточны, матушка, сказал один умный крестьянин , что водки не употребляем, а если дети наши пить станут, то уже не быть им богатым.—В таких местах общество трезвости могло бы распространиться с большим успехом, если-б люди благонамеренные и просвещенные приняли на себя тому содействовать.—Домашнее употребление вина т. е. домашнее пьянство, развито наиболее в губерниях белорусских , малороссийских и других западных, именуемых привилегированными, т. е. имеющих привилегию пьянствовать. По существующей там издавна вольной продаже вина и дешевизне оного, употребление водки вошло в обычай и сделалось, так сказать, потребностью низшего класса народа, обоего пола, от мала до велика. Нанимаемые там в летнее время рабочие люди, ставят первым условием давать им ежедневно водку и в немалом количестве, помещики для возбуждения рабочих людей к усердию дают им также водку, которая там и стоит недорого, крестьяне и на собственной своей работе также пьют водку.— Один малороссийский помещик сказал мне: народ нам в летнее время работает почти всегда к вечеру полупьяный.— Можно себе представить, какое разрушительное действие ежедневное употребление крепкой горелки производить на весь организм человека.— Можно ли после того удивляться, что белорусские и даже малороссийские работники делаются время от времени более слабосильными? В воскресные, праздничные и другие свободные дни, все в деревнях население, обоего пола, собирается к тем домам, где водится водка, и все пьяно, с мало до велика.— Женщина , с грудным на руках ребенком, наперед напоит его водкою, чтобы успокоился, а потом сама напьется; малые даже дети получают вкус к вину и опьянению.—“Попробуйте дать двугривенник на пряники собравшимся на улице мальчикам и девочкам, — они по- бегут не туда, где могут купить пряников, а направятся к шинку и возвратятся оттуда пьяные.—Один долго живший в том крае добросовестный медик, между многими, грустными в сем роде анекдотами, сказывал мне, что, по прибытии его туда, он вскоре призван был к разрешившейся только от бремени женщине, и нашел, что она напоена уже была водкою и с молоком своим передавала яд младенцу.— В последствии, он знал, что это был неособенной какой либо случай, но вошло у крестьян в обыкновение.— Справедливо, сказал мне один беспристрастный наблюдатель: малороссиянин, как родился, так и пьян.—Возможно ли, чтобы целое поколение, вырастающее с младенчества, при постоянном потреблении крепкой горелки, доставляло государству людей здоровых и сильных; не схилеет ли большая часть из них преждевременно?
К несчастно, многие помещики смотрят равнодушно на такие явления.— Главный источник их доходов составляет винокурение и продажа водки.—Не имея ни портов, ни сбыта нашим земледельческим произведениям, что сделали бы мы с нашим хлебом , говорят они, если-б не имели возможности перекурить его в вино и продать крестьянам; мы не знаем, из чего бы извлекали наши доходы.—Действительно самые просвещенные из дворян, не имея, по роду воспитания своего, никакого понятия о науках естественных и технических, не могут найти других средств к извлечена из имений своих доходов , кроме курения и продажи водки.—Не имея сведений в геологии , они не находят способов открыть богатства, находящиеся в недрах земли, им принадлежащей, да и то, что открывается случайно, они не могут оценить и употребить в пользу, не имея никаких познаний в химии; технические предприятия им недоступны по незнанию механики, неимению технических сведений, возделывание марены и других ценных растений им чуждо, по не имению сведений в ботанике и других нужных для того знаний.—Будучи землевладельцами, они не могут у совершить своего земледелия без теоретических познаний в сельском хозяйстве. — По таким причинам, равнодушие помещиков к бедствию народа весьма естественно.—Но может ли правительство быть хладнокровным свидетелем зловредной язвы, столь сильно распространившейся и столь глубоко укоренившейся в нравах народа? Будем надеяться, что, при новом устройстве питейных сборов, оно найдет способы положить преграду или некоторое ограничение домашнему употреблению водки, самого вредного рода пьянства.
Оставьте свой отзыв!