Действительные пути вытеснения самогона.
Основное условие для вытеснения самогона—это изменение хозяйственных условий, которые изменили бы направление хлебных излишков: вместо употребления на самогон, направили бы их в другую, более целесообразную сторону.
Политика советской власти создает для этого предпосылки. По пятилетке, принятой V съездом советов СССР, 43% всего товарного хлеба к концу пятилетия будет производиться колхозами и совхозами. Иначе сказать, такими организациями, где обращение хлебных излишков на выкурку из них самогона гораздо менее вероятно и возможно, чем в отдельных индивидуальных крестьянских хозяйствах. Вот это обстоятельство, что 43%, всех товарных излишков хлеба будут производиться совхозами и колхозами, создает первую основную предпосылку для уменьшения самогона в деревне. Особенно важна поэтому работа Общества по линии колхозов и совхозов. Далее пятилетка предвидит громадный рост в деревне всевозможных перерабатывающих предприятий по переработке картофеля, по развитию свиноводства, птицеводства, предвидит большой рост потребления городским населением (и увеличение экспорта) масла, яиц, телятины и других продуктов скотоводства; и птицеводства, требующих громадного количества зерна. Сбыт этих продуктов, на изготовление которых идет зерно (корм птицы и скота) , является для крестьянина гораздо более рентабельным и выгодным, чем отчуждение зерна просто в порядке продажи хлеба. Употребление зерна на изготовление более ценных продуктов крестьянского хозяйства, на переработку зерна в продукты птицеводства, скотоводства— это также должно создать значительное отвлечение хлебных излишков от самогона. А вопрос выгодности здесь— решающий, что ясно иллюстрируется географией самогонного производства. В производящих районах с дешевым хлебом производство самогона очень велико. А в округах Ленинградском, Иваново-Вознесенском, Архангельском, Московском, Астраханском и других районах более дорого хлеба, районах с дефицитом собственного производства хлеба («потребляющих»)—душевое потребление самогона, как показало обследование ЦСУ, РСФСР, незначительно и далеко уступает водке.
Если к хозяйственным предпосылкам, которые создает пятилетка, принятая У съездом советов, прибавить еще широкое развитие культурной работы в деревне, которое пятилеткой утверждено и которое создаст очень значительное отвлечение крестьян от пьянства, то шансы на вытеснение самогона без обязательного насыщения села водкой надо признать еще более крупными. Мы сейчас в деревне не имеем еще и нескольких тысяч радиоустановок, а по принятой У съездом советов пятилетке, в деревне за эти предстоящие 4 года будет устроено несколько миллионов радиоустановок, не останется ни одной деревни без десятка радио. По пятилетке в деревне будут организованы десятки тысяч кинематографов; при одних только школах будет организовано до 20 тыс. кинематографов, не говоря уже о широкой работе, которая будет проводиться в избах-читальнях и по ликвидации неграмотности взрослых и о всякого рода другой культурной работе. Вое это расширение культурной и бытовой работы в деревне создаст еще одну прочную основу для окончательного изживания самогона. Крестьяне вместе с рабочими кое-где уже борются против пьяных праздников и т. п. Мы провели в десятках деревень постановления об отказе от пьяных «престольных» праздников, гарантированные общественными штрафами (Обществу безбожников следовало бы отвлеченную антирелигиозную пропаганду в деревне связывать с подобной хозяйственной установкой; она имела бы больше успеха). Противоалкогольной общественности и в деревне можно и надо идти широким строем и организовать такие же походы в деревню за трезвость какие организовывают рабочие в настоящее время по другим линиям, когда через шефские общества и всякого рода другие организации приходят на помощь деревне ремонтом с. х. орудий и другими формами своей деятельности.
Противоалкогольными организациями Калуги и Рязани был проведен опыт организации похода городских рабочих в деревню для борьбы за трезвость и внедрение книги, кино, радиоустановок, давший успешные результаты. Это воздействие городских рабочих и общественности города на деревню должно стать правилом, обязательным для каждого крупного городского отделения нашего Общества.
Для более успешной борьбы с торговлей самогоном в деревне (и в городе—с шинкарством) возможно и необходимо создать личную заинтересованность борющихся, предоставив половину собираемого штрафа милиционеру и половину—заявителю, вместо нынешнего обезличения, штрафных сумм; более крупные профессиональные торговцы должны подвергаться конфискации всего имущества. Для нищенствующей части сельских (а также и городских) шинкарок—трудовые профилактории. Ограничение шинкарства должно идти также по линии запрещения продажи из гос и кооплавок более литра в одни руки.
Необходимо к той работе, которую мы ведем в городе, присоединить и работу в деревне с лозунгами: «Подъем урожайности за счет средств, идущих на самогон и водку!» и «Против пьяных праздников!».
Увязка нашей агитации с производственной установкой крестьянского хозяйства может дать наибольшие результаты в самой деревне и вызвать наибольшую поддержку со стороны органов советской власти. Мне пришлось недавно познакомиться с делом, как крестьяне Ленинградской области Лодейнопольского округа Подпорожского района на районном съезде советов постановили закрыть лавку Центроспирта с обязательством, что те средства, которые пропивали на водку, обратят на подъем урожая и на организацию колхозов. Лавка была закрыта и организовано в последующий месяц 8 колхозов, но так как это было сделано самочинно, то Лодейнопольский окружной исполком отменил это постановление и поставил вновь открыть лавку Центроспирта. Дело происходило в апреле этого года. Крестьяне обратились через нас в Совнарком РСФСР. В конце концов в мае окружной исполком согласился лавку Центроспирта закрыть.
Если бы мы в таких вопросах не шли навстречу здоровым крестьянским элементам, то тем самым вызвали бы самое отрицательное отношение ко всему нашему противоалкогольному движению и ко всей рабочей общественности, которая за этим делом стоит. Это означало бы прямо отвлекать крестьянские средства от производственного назначения—к водке.
Такая практика несомненно вызвала бы в деревне самые скверные настроения: «Вы, рабочие, себя в городе от водки освобождаете, а нас, крестьян, спаиваете». Это для нас чрезвычайно опасно, неприемлемо. Мною получен уже ряд подобных заявлений. Вот например заявление от председателя упомянутого Подпорожского районного съезда советов Лодейнопольского округа, подписанное также и секретарем партийного райкома. В этом письме говорится: «Видно ваши обращения печатаются только для города, а деревня повидимому не вправе организованно протестовать против пьянства и требовать трезвой жизни. Не желая оставаться с вышеуказанным мнением, обращаемся к вам с просьбой поддержать ходатайство районного съезда и не допускать открытия лавки Центроспирта. Мы правели демонстрацию II районному съезду советов 17 марта 1929 г. с лозунгами «за поднятие урожайности», «за здоровую трезвую деревню», с требованием закрытия лавки Центроспирта. Эта демонстрация трудящихся подтвердила желание трудящихся повысить урожайность полей, улучшить ведение своего хозяйства за счет средств, расходуемых на водку. Она была самой многочисленной с начала существования советской власти, объединяя не менее тысячи демонстрантов. Лавка была закрыта; в течение первого месяца после этого организовано 8 колхозов, но 25 апреля получено отношение не чинить препятствий Центроспирту в продаже водки и отменить закрытие лавки Центроспирта, чем подавляется здоровая инициатива трудящихся».
Из села Малковки Богдановской волости, Прилукского округа (бывшая Полтавская губерния) прислали ироническое «воззвание», в котором говорится о том, что деревенские жители должны организовать «общества сампьянкарт»: вы, мол, в городе будете организовывать общества, борьбы с алкоголизмом, а в деревне борьба с алкоголизмом не ведется, остается организовать «общество сампьянкарт», т. е. самогонщиков, пьяниц и картежников. Прислали даже образец иронического «воззвания» для деревни:
«Пьяницы, самогонщики и картежники! Разъединенные—мы ничто. А объединившись—сделаем славные дела. Разрушим всю культуру, заведем бесчисленное количество кабаков и картежных клубов. Разрушим типографии и на их месте выстроим винокуренные заводы. Книжка—ничто. Самогон и карты—все! Пьянство дает работу кулакам (расквашивает носы, выбивает зубы, калечит жен и детей), поджигает хаты и уничтожает хозяйство. Карты доводят до злодейства, самогон—до нищеты. Все—к нам! Мы разрушим все селянские будинки, все то, что дает нам свет и знание и заведем пьянство, картеж, насилие и темноту. Долой просвещение! Да здравствует клуб картежников, пьяниц и самогонщиков!
Молодежь! на тебя вся наша надежда. Ты с радостью нас поддержишь. Картежники, пьяницы и самогонщики, вступайте в нашу славную партию «Сампьянкарт»! Да здравствуют самогонщики, пьяницы и картежники! Только они могут вывести людей на широкий путь строительства новой деревни!»
Оставьте свой отзыв!