Действительные пути вытеснения самогона. | Антиалкоголик
Главная » Старые документы

Действительные пути вытеснения самогона.

Опубликовал Воскресенье, 21 Июль 2013Нет комментариев

Основное условие для вытеснения само­гона—это изменение хозяйственных усло­вий, которые изменили бы направление хлебных из­лишков: вместо употребления на самогон, направили бы их в другую, более целесообразную сторону.

Политика советской власти создает для этого пред­посылки. По пятилетке, принятой V съездом советов СССР, 43% всего товарного хлеба к концу пятилетия будет производиться колхозами и совхозами. Ина­че сказать, такими организациями, где обращение хлеб­ных излишков на выкурку из них самогона гораздо менее вероятно и возможно, чем в отдельных индиви­дуальных крестьянских хозяйствах. Вот это обстоятель­ство, что 43%, всех товарных излишков хлеба будут производиться совхозами и колхозами, создает первую основную предпосылку для уменьшения самогона в де­ревне. Особенно важна поэтому работа Обще­ства по линии колхозов и совхозов. Далее пяти­летка предвидит громадный рост в деревне всевозмож­ных перерабатывающих предприятий по переработке картофеля, по развитию свиноводства, птицеводства, предвидит большой рост потребления городским насе­лением (и увеличение экспорта) масла, яиц, телятины и других продуктов скотоводства; и птицеводства, требую­щих громадного количества зерна. Сбыт этих продуктов, на изготовление которых идет зерно (корм птицы и ско­та) , является для крестьянина гораздо более рентабель­ным и выгодным, чем отчуждение зерна просто в порядке продажи хлеба. Употребление зерна на изготовление бо­лее ценных продуктов крестьянского хозяйства, на пере­работку зерна в продукты птицеводства, скотоводства— это также должно создать значительное отвлечение хлеб­ных излишков от самогона. А вопрос выгодности здесь— решающий, что ясно иллюстрируется географией самогонного производства. В производящих районах с дешевым хлебом производство самогона очень велико. А в округах Ленинградском, Иваново-Вознесен­ском, Архангельском, Московском, Астраханском и дру­гих районах более дорого хлеба, районах с дефицитом собственного производства хлеба («потребляющих»)—ду­шевое потребление самогона, как показало обследова­ние ЦСУ, РСФСР, незначительно и далеко уступает водке.

Если к хозяйственным предпосылкам, кото­рые создает пятилетка, принятая У съездом советов, прибавить еще широкое развитие культурной работы в деревне, которое пятилеткой утверждено и которое создаст очень значительное отвлечение кре­стьян от пьянства, то шансы на вытеснение самогона без обязательного насыщения села водкой надо признать еще более крупными. Мы сейчас в деревне не имеем еще и нескольких тысяч радиоустановок, а по принятой У съездом советов пятилетке, в деревне за эти предстоя­щие 4 года будет устроено несколько миллионов радио­установок, не останется ни одной деревни без десятка радио. По пятилетке в деревне будут организованы десятки тысяч кинематографов; при одних только шко­лах будет организовано до 20 тыс. кинематографов, не говоря уже о широкой работе, которая будет прово­диться в избах-читальнях и по ликвидации неграмот­ности взрослых и о всякого рода другой культурной работе. Вое это расширение культурной и бытовой ра­боты в деревне создаст еще одну прочную основу для окончательного изживания самогона. Крестьяне вместе с рабочими кое-где уже борются против пьяных празд­ников и т. п. Мы провели в десятках деревень поста­новления об отказе от пьяных «престольных» праздни­ков, гарантированные общественными штрафами (Обще­ству безбожников следовало бы отвлеченную антирели­гиозную пропаганду в деревне связывать с подобной хозяйственной установкой; она имела бы больше успе­ха). Противоалкогольной общественности и в деревне можно и надо идти широким строем и организовать такие же походы в деревню за трезвость какие органи­зовывают рабочие в настоящее время по другим линиям, когда через шефские общества и всякого рода другие организации приходят на помощь деревне ремонтом с. х. орудий и другими формами своей деятельности.

Противоалкогольными организациями Калуги и Ря­зани был проведен опыт организации похода городских рабочих в деревню для борьбы за трезвость и внед­рение книги, кино, радиоустановок, давший успешные результаты. Это воздействие городских рабочих и об­щественности города на деревню должно стать прави­лом, обязательным для каждого крупного городского отделения нашего Общества.

Для более успешной борьбы с торговлей самогоном в деревне (и в городе—с шинкарством) возможно и необходимо создать личную заинтересованность борю­щихся, предоставив половину собираемого штрафа ми­лиционеру и половину—заявителю, вместо нынешнего обезличения, штрафных сумм; более крупные професси­ональные торговцы должны подвергаться конфискации всего имущества. Для нищенствующей части сельских (а также и городских) шинкарок—трудовые профилак­тории. Ограничение шинкарства должно идти также по линии запрещения продажи из гос и кооплавок более литра в одни руки.

Необходимо к той работе, которую мы ведем в городе, присоединить и работу в деревне с лозунгами: «Подъем урожайности за счет средств, идущих на самогон и водку!» и «Против пьяных праздников!».

Увязка нашей агитации с производственной установ­кой крестьянского хозяйства может дать наибольшие результаты в самой деревне и вызвать наибольшую под­держку со стороны органов советской власти. Мне при­шлось недавно познакомиться с делом, как крестьяне Ленинградской области Лодейнопольского округа Подпорожского района на районном съезде советов поста­новили закрыть лавку Центроспирта с обязательством, что те средства, которые пропивали на водку, обратят на подъем урожая и на организацию колхозов. Лавка была закрыта и организовано в последующий месяц 8 колхозов, но так как это было сделано само­чинно, то Лодейнопольский окружной исполком отменил это постановление и поставил вновь открыть лавку Центроспирта. Дело происходило в апреле этого года. Крестьяне обратились через нас в Совнарком РСФСР. В конце концов в мае окружной исполком согласился лавку Центроспирта закрыть.

Если бы мы в таких вопросах не шли навстречу здоровым крестьянским элементам, то тем самым вызвали бы самое отрицательное отношение ко всему нашему противоалкогольному движению и ко всей рабочей об­щественности, которая за этим делом стоит. Это озна­чало бы прямо отвлекать крестьянские средства от про­изводственного назначения—к водке.

Такая практика несомненно вызвала бы в деревне самые скверные настроения: «Вы, рабочие, себя в городе от водки освобождаете, а нас, крестьян, спаиваете».  Это для нас чрезвычайно опасно, неприемлемо. Мною по­лучен уже ряд подобных заявлений. Вот например за­явление от председателя упомянутого Подпорожского районного съезда советов Лодейнопольского округа, под­писанное также и секретарем партийного райкома. В этом письме говорится: «Видно ваши обращения печа­таются только для города, а деревня повидимому не вправе организованно протестовать против пьянства и требовать трезвой жизни. Не желая оставаться с выше­указанным мнением, обращаемся к вам с просьбой под­держать ходатайство районного съезда и не допускать открытия лавки Центроспирта. Мы правели демонстра­цию II районному съезду советов 17 марта 1929 г. с лозунгами «за поднятие урожайности», «за здоровую трезвую деревню», с требованием закрытия лавки Цен­троспирта. Эта демонстрация трудящихся подтвердила желание трудящихся повысить урожайность полей, улучшить ведение своего хозяйства за счет средств, расходуемых на водку. Она была самой многочисленной с начала существования советской власти, объединяя не менее тысячи демон­странтов. Лавка была закрыта; в течение первого месяца после этого организовано 8 колхозов, но 25 апреля получено отношение не чинить препятствий Центроспирту в продаже водки и отменить закрытие лавки Центроспирта, чем подавляется здоровая инициатива трудящихся».

Из села Малковки Богдановской волости, Прилукского округа (бывшая Полтавская губерния) прислали ироническое «воззвание», в котором говорится о том, что деревенские жители должны организовать «обще­ства сампьянкарт»: вы, мол, в городе будете организовы­вать общества, борьбы с алкоголизмом, а в деревне борьба с алкоголизмом не ведется, остается организовать «об­щество сампьянкарт», т. е. самогонщиков, пьяниц и картежников. Прислали даже образец иронического «воз­звания» для деревни:

«Пьяницы, самогонщики и картежники! Разъединен­ные—мы ничто. А объединившись—сделаем славные дела. Разрушим всю культуру, заведем бесчисленное количество кабаков и картежных клубов. Разрушим ти­пографии и на их месте выстроим винокуренные за­воды. Книжка—ничто. Самогон и карты—все! Пьян­ство дает работу кулакам (расквашивает носы, выби­вает зубы, калечит жен и детей), поджигает хаты и уничтожает хозяйство. Карты доводят до злодейства, самогон—до нищеты. Все—к нам! Мы разрушим все се­лянские будинки, все то, что дает нам свет и знание и заведем пьянство, картеж, насилие и темноту. Долой просвещение! Да здравствует клуб картежников, пьяниц и самогонщиков!

Молодежь! на тебя вся наша надежда. Ты с радостью нас поддержишь. Картежники, пьяницы и самогонщики, вступайте в нашу славную партию «Сампьянкарт»! Да здравствуют самогонщики, пьяницы и картежники! Только они могут вывести людей на широкий путь строительства новой деревни!»



Оставьте свой отзыв!

Добавьте комментарий ниже, или используйте trackback с Вашего собственного сайта. Можно также подписаться на эти комментарии при помощи RSS.

При комментировании не уходите от темы. Не спамьте.

Вы должны использовать только эти теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>