Будущее производства алкогольных напитков.
Кроме мер в области административных ограничений продажи алкогольных напитков, основными средствами у нас являлись, во-первых, ограничение производства государством алкогольных напитков, а во-вторых,— развитие мер культурно-бытового отвлечения от пьянства и в частности открытие чайных и других учреждений народного питания без алкогольных напитков и противоалкогольных диспансеров. Ограничение производства алкогольных напитков за последнее полугодие, т. е. с ноября 1928 г., достигло больших успехов. В ноябре 1928 г. еще существовала наметка комиссии Госплана СССР о том, чтобы производство водки и пива по пятилетке значительно увеличить. В течение ряда последних месяцев при нашем оживленном участии, при целом ряде выступлений представителей нашего Общества на фабриках и заводах, на сессиях ЦИК и съездах советов, в партийных органах, в Госплане Союза и т. д. было достигнуто постепенное изменение этой программы. Сначала предполагавшийся рост производства водки и пива был заменен программой стабилизации (устойчивости размеров производства), которая в дальнейшем была заменена программой уменьшения в городе и сохранения в деревне прежнего уровня. Наконец перед майским съездом советов был принят последний вариант, который дает уменьшение производства и потребления и в городе и в деревне, как приведено выше. Притом уменьшение не только по водке, но и по пиву (с 360 млн. литров, т. е. с 30 млн. ведер, выпитых в прошлом году, до 265 млн. литров, или 22 млн. ведер, через 3 года с небольшим). При таком темпе, притом постепенно ускоряющемся по пятилетке, мы дойдем до полного прекращения производства водки и пива государством не в 10 лет, как говорили в июне -прошлого года при составлении проекта противоалкогольного закона, но в более короткий срок.
Успехи нашего движения позволяют ожидать более быстрого изжития этого производства и потому, что имеются еще неиспользованные крупные возможности. Правительство приняло установку на уменьшение производства алкоголя в этих размерах (на 30 % абсолютно и на 40% по душевому потреблению) только потому, что государственный бюджет может найти по пятилетке средства для замещения части доходов, которые приносят алкогольные напитки, лишь в этих размерах; но если бы удалось установить какой-нибудь дополнительный источник дохода, сверх предусмотренного пятилеткой, то мы имеем заверение руководящих деятелей нашего государства в том, что этот добавочный доход пойдет на еще более усиленное сокращение производства и продажи спиртных напитков в нашей стране, потому что советская власть кровным образом заинтересована в возможно быстром уменьшении производства и продажи алкоголя. На последнем съезде советов (май 1929 г.) я внес предложение о введении в промышленности сплошного производственного года, который к концу пятилетия обещает государству в год сотни миллионов рублей дополнительного дохода, непредусмотренного пятилеткой. Хотя прошло еще очень немного времени со времени! выдвижения этого предложения, но ввиду того, что его ясность и техническая легкость были сразу очевидны, оно очень быстро начинает получать признание—уже и в ВСНХ СССР и в ВСНХ РСФСР идет деловая проработка вопроса о постепенном переводе промышленности на сплошной производственный год, уже профсоюзы высказались продолжительно, и вопрос поставлен сугубо практически.
Мы можем считать таким образом, что указанный путь значительного увеличения государственных доходов сверх доходов, предусмотренных в пятилетке, начинает постепенна осуществляться, и потому мы поставим перед правительством вопрос, чтобы эти добавочные доходы, согласна данным заверениям, были направлены отчасти на добавочное уменьшение водки и пива, сверх того уменьшения, которое уже принято существующей пятилеткой.
В пятилетке предусмотрен подъем производительности труда на предприятиях на 110% и значительный подъем производительности труда крестьянства. Можно ли добиться намеченного подъема производительности труда, не обеспечив наше хозяйство более трезвым рабочим и крестьянином? Прочтите последний официальный отчет, опубликованный в газетах. Вы увидите, что за прошлый год на производство водки и пива ушло около 500 тыс. тонн зернового хлеба и несколько сотен тысяч тонн картофеля. Что лучше подействует на производительность труда: если мы эти, заготовленные государством 500 тыс. тонн зернового хлеба и несколько сотен тысяч тонн картофеля будем давать рабочим и крестьянам в виде водки или в виде продовольственного питания? Будучи так поставлен, вопрос даже не требует ответа.
Мы начали выпуск водки пять лет назад, чтобы вытеснить самогон и получить добавочные средства, но оказалось—параллельно увеличился выпуск самогона. Мы добросовестно заблуждались пять лет тому назад, когда считали возможным водкой уничтожить самогон. Но теперь мы знаем, что это наше оружие было тупым: дьяволом чорта не вышибешь. Мы не имели возможности исправить ошибку раньше по бюджетным соображениям, но теперь и в отношении средств наше хозяйство крепнет. Пятилетка дает картину колоссального роста хозяйственной мощи; в лучшей организации труда заложен такой дополнительный рост наших возможностей, что это вполне позволяет подготовиться к тому, чтобы в будущую пятилетку водки совсем не было, чтобы в этой пятилетке производство водки из года в год уменьшалось и к концу свелось к нулю. Поскольку вся наша пятилетка есть осуществление, как правильно писал в «Правде» т. Кольцов, завета великого директора того предприятия, которое называется «Союз ССР»,—Ленина, надо, чтобы больше был выпячен завет, высказанный им в словах: «спиртные напитки ведут нас назад к капитализму, а не к социализму». В свое время мы неизбежно должны были маневрировать. Но когда создаются хозяйственные и культурные возможности для того, чтобы покончить с таким маневрированием,—с ним надо покончить. Эта пятилетка должна быть последней, когда еще существует в нашем государственном плане темное водочное пятно.
Раньше чем перейти к следующему пункту, разрешите сказать два слова о других алкогольных напитках: об алкогольных фруктовых и плодовых наливках и т. п. и о виноградном вине.
Успехи техники создали возможность изготовления из фруктовых, плодовых и т. п. соков натуральных безалкогольных напитков, дефицитных на рынке, рентабельных и пользующихся громадным спросом. Погрому отпадает необходимость в переработке в алкогольные напитки крестьянской плодовой продукции для обеспечения возможности ее реализации. Ввиду этого надо поддержать ходатайство Плодовинсоюза о прекращении изготовления алкогольных сладких наливок из сотов плодов и фруктов и об обращении их на изготовление натуральных безалкогольных напитков из этих соков.
Учитывая особое положение виноградарства, возможно ограничиться в настоящее время в отношении производства виноградных напитков следующей программой: 1) развитие переработки винограда в виноградный сок, изюм и прочие сладости; 2) улучшение условий железнодорожных перевозок и хранения, что позволит населению крупных центров в громадном количестве потреблять в натуральном виде виноград, ныне неизбежно пускаемый на переработку в вино; 3) запрещение теперь же выпуска на внутренний рынок вместо натурального виноградного вина напитков, искусственно сдобренных спиртом: (в том числе виноградным); 4) подчинение продажи виноградного вина в промышленных районах тем же ограничениям, какие установлены для прочих алкогольных напитков;
5) дальнейшее расширение виноградорства за счет насаждения сортов, пригодных для столового употребления и переработки в безалкогольные продукты, а не только в вино.
Следует с удовлетворением отметить постановление СНК Узбекистана от 16 апреля 1929 г. по виноградарству и виноделию, выдержанное в указанном направлении, а также данное уже Совнаркомом РСФСР, Госплану порученце—соответственно проработать до осени 1929 г. вопрос о виноградарстве и виноделии также и в РСФСР.
Оставьте свой отзыв!